9 марта 2022 г. в зале 400 Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны состоялись публичные слушания по исполнению бюджета города за 2021 год, в которых принимали участие депутаты городского совета, руководящие работники мэрии, учреждений, организаций и исполкома города, преподаватели и студенты экономического отделения Набережночелнинского института КФУ.
Об исполнении городского бюджета за 2021 год рассказала заместитель руководителя Исполнительного комитета, начальник управления финансов Светлана Мулюкова. В целом доходы исполнены с ростом к уровню 2020 года на 27% или на 2 млрд 751 млн рублей. Рост межбюджетных трансфертов составляет 1 млрд 484 млн рублей (+30%), собственных доходов 1 млрд 267 млн рублей (+25%). Своевременное поступление доходов обеспечило финансирование всех отраслей бюджетной сферы города и позволило обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам муниципальных организаций, оплату коммунальных услуг и других первоочередных и социально значимых расходов. Все принятые расходные обязательства исполнены в полном объёме
Докладчиком на публичные слушания в качестве независимого эксперта был приглашен заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики проф. Анатолий Макаров. В своем выступлении по результатам экспресс - анализа исполнения бюджета города за 2021 г. он проанализировал показатели бюджета, в значительной степени влияющие на состояние и темпы изменения финансового положения города. Докладчик отметил, что, несмотря на сложившиеся неблагоприятные условия, связанные, в частности, с пандемией, в целом наблюдается рост доходов и расходов муниципального бюджета, который имеет различную направленность изменений.
Исходя из того, что объективным показателем развития экономики города является прирост налоговых доходов в сопоставимых условия, проф. А.Макаров заметил, что в структуре налоговых и неналоговых доходов города наибольший удельный вес, как и прежде, приходится на НДФЛ, земельный налог. Однако в доходной части наблюдается сокращение собственных доходов (на 0,9%), при уменьшении на 1,7% доли налоговых доходов. Доля безвозмездных поступлений в доходной части бюджета возросла на 1,0 %. Все это свидетельствует о росте степени зависимости от вышестоящих уровней. Отсюда существует необходимость в разработке комплекса мероприятий, направленных на увеличение доли неналоговых поступлений в доходную часть городского бюджета. В частности, реализация мероприятий по повышению эффективности системы управления муниципальным имуществом, по поддержке развития малого и среднего бизнеса, что, несомненно, позволит увеличить финансовую независимость города.
Для формулировки нового предложения экспертной комиссии А.Макаров остановился на опыте исполнения бюджета 2021 г. города Москвы.
При всем том, что: - по сравнению с 2020 годом доходная часть бюджета Москвы выросла на 16,3 процента; - позитивные тенденции в городе связаны, например, с индексом промышленного производства (136,6% к уровню 2020 года); - по состоянию на 7 февраля 2022 года уровень безработицы составил 0,45% и приблизился к показателям допандемийного уровня; - городская экономика остается высокодиверсифицированной (в отраслевой структуре бюджета преобладают сферы торговли, услуг, финансов, высокотехнологичных производств, телекоммуникаций и связи. Доля нефтегазовой отрасли в доходах бюджета города в прошлом году составила менее пяти процентов);
следует отметить, что - по итогам исполнения бюджета 2021 года сложился дефицит в 110,1 млрд рублей; - размер государственнного долга города Москвы по состоянию на 1 января 2022 года составляет 145,4 млрд рублей. Однако, при этом, отметил докладчик, по сравнению с объемом, предусмотренном в законе о бюджете города Москвы на 2021 год, дефицит сокращен в 4,6 раза.
Как же этого удалось добиться?
Не размещая в течение 8 лет на фондовом рынке новых выпусков облигаций, в прошлом году г. Москва впервые вышел на рынок заимствований: эмиссия городом первых в России субфедеральных зеленых облигаций объемом 70 млрд рублей является значимым событием отечественного фондового рынка. То есть Москва - первый субъект РФ, вышедший на рынок с субфедеральными зелеными облигациями исключительно с целью получения дополнительных ресурсов для финансирования перспективных проектов по развитию города. При этом весь объем заимствований будет инвестирован в экономику, а не направлен на покрытие текущих потребностей бюджета. То есть это один из активов ответственного инвестирования (ESG) — подхода, при котором выбор ценных бумаг основывается на экологических, социальных и управленческих (Environmental, Social, Governance) факторах.
Начиная с 2013 года рынок переживает взрывной рост: совокупный объем эмиссии «зеленых» облигаций с 2007 по 2020 годы достиг $1,1 трлн, Среди регионов на первом месте по выпуску «зеленых» облигаций стоит Европа — $432,5 млрд, на втором — Северная Америка ($237,6 млрд), на третьем — Азиатско-Тихоокеанский регион ($219,3 млрд).
Докладчик отметил, что эмитентами наряду с корпорациями, девелоперами, правительствами стран и регионов, выступают также и муниципалитеты.
Имеющиеся преимущества «зеленых» бумаг (в результате выпуска которых все в плюсе: государство получает гарантию на выполнение нужного экологического проекта, эмитент — заем на приятных условиях, а инвесторы — не облагаемый налогом доход) - еще одна причина популярности «зеленых» облигаций. В нашей стране тренд на ответственное инвестирование только зарождается, однако первые шаги уже сделаны.
В виде постановки вопроса экспертная комиссия считает, что опыт Москвы мог бы стать полезным и для нашего города.
После завершения публичных слушаний состоялась беседа проф. А.Макарова со студентами экономического отделения по вопросам формирования и исполнения бюджета города. Студенты сообщили о своей заинтересованности в участии на подобных мероприятиях, в частности, об использовании полученных материалов в своих курсовых работах, в выступлениях на студенческих научных конференциях, а также в выпускных квалификационных работах. Ими были заданы вопросы по различным аспектам формирования и исполнения бюджета города.