09 марта 2022
На кафедре религиоведения КФУ состоялась ежегодная Международная научно-практическая конференция

4 марта 2022 года на кафедре религиоведения ИСФН КФУ состоялась Третья Международная научно-практическая конференция «Религия и наука: трансформация религиозности в модернизирующемся обществе (религия и проблемы сохранения культурного наследия в цифровом обществе)».
В рамках пленарного заседания с приветственным словом к участникам конференции обратились директор ИСФНиМК, д.филос.н. М.Д.Щелкунов и заведующий кафедрой религиоведения КФУ, к.филос.н. А.П.Соловьев. С докладом «Теоретический ресурс методов политической теологии для понимания динамики российского общества» выступил советник ректора по стратегическим инициативам Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова д.филос.наук О.Д.Агапов. Заведующая кафедрой систематической теологии Российского исламского института, канд. пед. наук Т.Е.Седанкина представила вниманию слушателей доклад на тему «Выход теологического контента в открытое пространство: новые возможности и возможные риски».


Далее конференция продолжила работу в рамках 4 секций.

На секции «Трансформации религиозности христиан в модернизирующемся мире» (модератор – доцент, к.филос.н. А.В.Токранов) был заслушан доклад аспиранта КФУ С. Меласа (Греция) о космологии отцов Церкви и её параллелях с акбарийской космологий, восходящей к исламскому богослову Ибн Араби. Магистрант КФУ Л.Я. Гирс представила доклад об особенностях православной миссии в пространстве Интернета. Магистрант КФУ В.Е. Гольцман рассказал о том, как язык влияет на трансформацию религиозных понятий, заимствованных из другой культуры, в докладе об удмуртском православии. Выступление Л. А. Сизова, также магистранта КФУ, было посвящено анализу того, как современное православие воспринимает вакцинирование от COVID-19.

Секция «Религия в ситуации позднего модерна» (модератор - доцент, к.филос.н. Н.Н.Александрова) собрала четыре доклада. Доклад студентки кафедры религиоведения КФУ Ю. Гурской был посвящен применению подхода case study к исследованию конфликта в Северной Ирландии между католиками и протестантами. Докладчик разъяснила, какие перспективы в исследование конфликта позволяет открыть применение данного подхода.
Доклад аспиранта ПСТУ Д. М. Егоровой был посвящен модели советской секуляризации. На примере работ советского социолога Ю.А. Левада докладчик показывает, что советская секуляризация не может мыслиться как естественные процессы рационализации среди советских граждан, а представляет собой проект советского правительства по искоренению "религиозной идеологии". В рамках дискуссии по поводу доклада Д. М. Егорова отметила, в каких исследовательских областях религиоведения применим концепт " советской секуляризации".
Доклад магистранта Болгарской исламской академии М. Т. Хучатова был посвящен довольно обширной теме положению Ислама на Кавказе. Докладчик рассказал о путях проникновения ислама на Кавказ, раскрыл причины разногласий в российской умме по вопросу где ислам был принят раньше на территории современной России. Характеризуя многообразие ислама, представленного на Кавказе, автор отметил за счет чего мусульмане продолжают ощущать конфессиональное единство.
Доклад магистранта КФУ А. А. Борисовой был посвящен характеристике религиозной ситуации в Афганистане с приходом к власти Талибана (организация запрещена в России). Докладчик отметила противоречие в религиозной политике талибов, охарактеризовала отношения местного населения к власти талибов. В рамках обсуждения поднимались вопросы о признании Талибана другими странами, взаимодействия талибов с арабскими странами.

Модератором секции «Религия в цифровом обществе и проблемы сохранения культурного наследия» выступили профессор, д.филос.н. Ю.Г. Матушанская и магистрант кафедры религиоведения Казанского Федерального Университета Н. О. Переверзев, он же и открыл ее докладом «Влияние архиеп. Никанора (Бровковича) на рецепцию гносеологии И. Канта в философской теологии Вл. Соловьева», в процессе выступления ответив на вопросы о влиянии классической философии на становление цифрового общества.
Далее выступил доктор юридических наук Александр Васильевич Толмачев из Российского православного университета святого Иоанна Богослова с темой «Трансформация религиозной основы современного глобального финансового капитализма в модернизирующемся обществе потребления XXI века», высказав свою позицию о необходимости сбережения Церкви от «искусственного мира глобальной финансовой системы» и ее очищения от внутренних бюрократических механизмов. Участники конференции проявили интерес к объявленной проблематике и обсудили ее.
С докладом «Системный аутопойезис религии в пространстве Big data («больших данных»)» выступила ассистент кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Мария Сергеевна Лютаева. В своем речи она подробно рассказала о «больших данных», о том, как они превращаются в смысл и их возможности применения для религиозных организаций. Особенно участники конференции в процессе обсуждения попросили остановиться докладчицу на теории коммуникативных систем Никласа Лумана, который предложил рассматривать общество как систему коммуникаций. Александр Васильевич Толмачев, прокомментировав речь докладчика, назвал такой метод «обнулением человечества».
Далее выступил старший преподаватель кафедры богословия и философии Казанской православной духовной семинарии Александр Викторович Ермолин с темой «Литургические концепции протопресвитера Александра Шмемана и их оценка в дискурсе современной православной теологии», отдельно рассказав в процессе обсуждения о видении о. Александра Шмемана и, в частности, о. Георгия Кочеткова организации божественных агап. Александр Викторович отметил, что они не должны восприниматься как регулярные практики и требуют серьезной духовной подготовки.
Павел Юрьевич Цветков из Теологического Института Церкви Ингрии выступил с докладом «Квир-теория, как угроза духовной безопасности общества, культуры, и личности», отдельно заострив свое внимание на актуальности и важности исследования данной темы.
Отрадно то, что докладчики провели живую дискуссию, задавали много вопросов, поскольку некоторые темы, поднимаемые в данной секции, были полемичными. Как видно, доклады данной секции разнообразны, однако красной нитью всех выступлений и их обсуждений была тема места религии в современном цифровом обществе.

Модератором секции «Трансформация религиозности мусульман и иудеев в модернизирующемся мире» выступила к. филос. н. Ю.Т.Тулянская, которая поделилась своими впечатлениями о работе секции: «Первым был доклад Л.Н.Бимбата, раввина Централизованной Религиозной Организации «Религиозное Объединение Общин Прогрессивного Иудаизма», «Еврейские праздники в период пандемии Covid-19». Леонид Николаевич еще на предыдущей конференции освещал тему «виртуальной синагоги», - это тема, которой исследователь занимается последние два года, связанная с жизнью синагоги в условиях Covid-19. Он говорит, что в этот непростой период возникла необходимость пересмотреть основные принципы деятельности синагоги, так как само это греческое слово означает «собрание», а на иврите «бейт-кнессет» также значит «дом собраний», и в условиях пандемии как раз требуется отказ от собраний. Казалось бы, парадокс, однако существуют логические основания таких действий. Предыдущее выступление год назад было посвящено теме виртуальной синагоги в принципе, данный же доклад заостряет внимание на праздниках. Изменения, связанные с карантином, стали началом формирования новой нормы существования синагоги. Два года назад праздник Пурим успели провести еще очно, в офлайн-формате. Затем все праздники проводились онлайн. Есть два принципа, говорил докладчик – принцип «Закон государства – закон синагоги», и принцип «приоритета спасения жизни». Согласно обоим, синагога перешла в онлайн режим ради спасения здоровья и жизни людей, что соответствует базовым ценностям еврейского закона. Докладчику задавали вопросы, особенно был интересен принцип «закон государства – закон синагоги».
Даниль Рафикович Ахметшин принимал участие в работе секции из Турции, темой его доклада было «Суфизм, как консенсус религии и культуры». Даниль Рафикович учится в университете Bursa Uludağ Üniversitesi в Турции, где, по его словам, вместе с профессором вот уже три года готовится к магистратуре и дальнейшим академическим исследованиям. Докладчик развернуто представил историю взаимодействия суфизма и культуры. На протяжении практически всей истории ислама, подчеркивал Д.Р. Ахметшин, суфизм является мостом между религиозной мыслью и национальными культурами. Зачастую, наряду с торговлей, именно при помощи суфизма народы обращались в ислам и, сохраняя свою национальную идентичность, гармонично вписывались в полотно дар аль-Ислама. Очень часто первой религиозной литературой на местных языках были суфийские трактаты и сборники суфийских стихов, которые, в свою очередь, были тесно переплетены с фольклором. Даниль Рафикович подчеркнул, что динамическая структура мистического крыла ислама позволила ему соответствовать духу времени на протяжении всей истории его существования, что, несомненно, являлось важным фактором в сохранении пласта культуры на территории распространения ислама. Аскетическое движения времен Омейядов перерастает в городской суфизм и доходит до теософии Ибн Араби. Даниль Рафикович показал, что в современности яркими представителями уже интеллектуального суфизма являются такие философы, как Нуреттин Топчу, Рене Генон и т.п.
Динар Амирович Нафиков, докторант Болгарской исламской академии, представил подробный, основательный, развернутый доклад, посвященный взаимодействию мусульманских религиозных организаций с образовательными организациями высшего образования в сфере профилактики экстремизма на примере Тюменской области. Он вышел в эфир из г. Тюмени, где работает, и прежде всего рассказал об особенностях региона: Юг Тюменской области является самым мусульманским регионом Сибири и самым мусульманским до Урала. На территории юга Тюменской области 92 православные и 92 мусульманские религиозные организации, хотя количество коренного мусульманского населения не превышает 10% от общего количества жителей области. За многие века в регионе существовали мусульманские государственные образования (например, Сибирское ханство). Динар Амирович говорил о влиянии различных мусульманских культур на мусульманское население (хотя и доисламские культы существовали на данной территории), ну а на рубеже XX-XXIвеков огромное влияние оказали миграционные процессы (трудовые мигранты, студенты из Ближнего и Дальнего Зарубежья). Это связано со студентами ТюмГУ, и перед руководством вуза стоит задача адаптировать разнородный (по направлениям) мусульманский сектор студенчества и работать с ним. Это необходимо для профилактики не только экстремизма и терроризма, но и конфликтных ситуаций в студенческой среде, проникновение деструктивных идей возможно в тех стыках, где отсутствует взаимодействие. Динар Амирович подчеркивает, что изначально духовенство не было готово к пропагандистской атаке, и сейчас принимаются активные и срочные меры противодействия вербовке. Это, прежде всего, курсы повышения квалификации духовенства. В Тюменской области большинство мечетей находятся в сельской области, и представители духовенства с 2016 года стали получать образование на курсах повышения квалификации, были налажены связи с высшими учебными заведениями (Москвы, Казани, Болгара, Уфы), что дало позитивный импульс и повысило уровень компетенции духовенства. Динар Амирович говорил о важности пасторского, лидерского наставления.
Следующим докладчиком был Айдар Расимович Шайхин. Мне, как исследователю, занимавшемуся темой католической теологии XXв. и вопросами христианской сотериологии (августинианство – полупелагианство, кальвинизм – арминианство), его доклад показался чрезвычайно интересным. Айдар Расимович рассматривает тему «Фитра как предрасположенность к спасению мусульман». В бакалавриате Айдар Расимович занимался как раз католической теологией, сотериологией, вопросами апокатастасиса (всеобщего спасения). Докладчик напомнил, что в XXвеке католический теолог Карл Раннер выдвинул идею «анонимного христианства», о сверхъестественном экзистенциале как модусе, который предполагает принятие Бога всеми людьми, в том числе и анонимно, не осознавая этого. Айдар Расимович пришел к изучению аналогичных явлений в рамках развития исламской теологии, а именно – концепции фитры. Фитра в богословском смысле означает состояние духовной чистоты, невинности как естественного, первозданного состояния. Таким образом, этот антропологический аспект предполагает, что все люди имеют фитру (первозданную чистоту) как часть человеческого духа и могут принять Бога. Айдар Расимович привел и процитировал коранические обоснования данной концепции в ряде аятов, упомянув при этом обоснование идеи о предсуществовании душ. Сравнительно современная дуалистическая трактовка фитры исламских богословов (XXв.) гласит, что человек рождается с врожденной готовности и к вере, и к неверию, т.е. человек изначально равным образом предрасположен и к добру, и к злу, и жизнь его – борьба. Нейтральная же трактовка существовала в древности, и она утверждает, что человек рождается как чистый лист, без знания, и все остальное уже вопрос социализации (незнание, отсутствие предзнания ил предчувств). У человека, согласно этой концепции, есть свобода воли. Однако большинство богословов считают, что человек рождается с предрасположенностью к вере. Фитра – это готовность исповедовать религию. В католическом богословии это связано и с концепцией благодати, и с идеей о потенции принимать благодать. В реализации фитры подчеркивается роль социума и нафса. Фитра есть неуничтожимый модус – это то же самое, что говорил К. Раннер про сверхъестественный экзистенциал.
Я задала вопросы о том, чем обусловлена такая «конвергенция» идеи общего спасения в разных религиях и конфессиях (суннитский ислам и католическая теология) – влияет ли на это социальная реальность или есть и взаимное влияние дискурсов. Айдар Расимович подтвердил важность обоих факторов. Другим моим вопросом было, как соотносится представление о возможности выбора веры или неверия с идеей предопределения в исламе. Докладчик сказал, что не все богословы утверждают полное предопределение, однако обе концепции друг друга не исключают.
Таким образом, секция «Ислам и иудаизм», несмотря на немногочисленность участников, охватила целый спектр важных вопросов – от тех, что стоят на стыке религии и культуры («Суфизм, как консенсус религии и культуры»), включая тему трансформации религии в цифровом обществе и при современных вызовах («Еврейские праздники в период пандемии Covid-19»), обширный и чрезвычайно актуальный религиоведческий, социологический обзор взаимодействием мусульманских религиозных организаций с образовательными организациями высшего образования в сфере профилактики экстремизма на примере Тюменской области, и заканчивая теологическим, антропологическим и сотериологическим исследованием богословских концепций фитры/сверхъестественного экзистенциала в исламской и католической теологии соответственно.
Доклады охватили элементы истории религий, компаративного религиоведения, социологии религии, философии религии, взаимоотношений религии и государства».

Больше фотографий с мероприятия по ссылке

Источник информации: Кафедра религиоведения