20 декабря 2021
Изучение региональных лингвокультурологических особенностей развития русского литературного языка в историческом и современном контексте

Ежегодно кафедра прикладной и экспериментальной лингвистики Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета совместно с Министерством образования и науки РТ в рамках реализации мероприятий  Государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014–2022 годы» по заказу Министерства образования и науки Республики Татарстан (договор оказания услуг №  622 от 15 ноября 2021 г.) проводит комплексное исследование специфики репрезентации мира в культуре и языке народов Российской Федерации и Республики Татарстан. Результаты этой работы получили отражение в очередном  выпуске сборника научных статей и двух учебно-методических изданиях.

Сборник статей  «Региональная картина мира в языковой концептуализации: универсальное и уникальное»   под общей редакцией  Е.А. Горобец, который  вышел в декабре этого года, включает публикации, посвященные таким актуальным вопросам современной лингвистики и лингвометодики, как: общность мировосприятия и универсальные ценности в языковом воплощении; инокультурные ценности и вариативность русского языка; реконструкция культурных смыслов древнеславянской картины мира; преподавание русского языка в условиях этнокультурной фрагментации социума; преподавание иностранных языков в системе полилингвального образования; лингвистические исследования на стыке наук.  Сборник предназначен филологам и лингвометодистам, будет востребован специалистами, занимающимися проблемами региональных лингвокультурологических особенностей развития русского литературного языка в историческом и современном контексте. Полнотекстовая версия сборника будет размещена в научно-электронной библиотеке e-library.

Статьи в сборник «Региональная картина мира в языковой концептуализации:  универсальное и уникальное» поданы научными коллективами из Республики Татарстан, других субъектов Российской Федерации (Хакасии, Башкортостана, Крыма, Нижегородской  Белгородской, Томской   Астраханской областей). 

Учебно-методическое пособие «Лингвострановедение России»   (автор – доцент И.Р. Галиулина)  содержит материал, способствующий повышению лингвострановедческой и культурологической компетенции учащихся  высших учебных заведений РФ, для которых русский язык является неродным. Пособие включает перечень вопросов для самопроверки, список рекомендуемой литературы, вспомогательный (теоретический) материал и упражнения для практических занятий или самостоятельной работы.  Учебно-методическое пособие предназначено иностранным студентам-филологам, магистрантам и преподавателям русского языка как неродного и иностранного, а также учащимся школ с родным (нерусским) языком обучения.

Учебно-методическое пособие «Контрольно-измерительные задания по лексикологии современного русского языка» (автор – проф. Л.А. Мардиева)  включает в себя тестовые задания по курсу «Лексикология, фразеология русского языка». Пособие может быть использовано в вузовских курсах  «Лексикология, фразеология русского языка», «Современный русский язык», «Парадигматические отношения в лексике», «Русский язык и культура речи», будет полезно учащимся школ, абитуриентам. 

Источник информации: Лайкова Юлия Владимировна