14 декабря 2021
Программа "Учитель иностранного языка (для лингвистов)" открывается вновь с 10 февраля 2022 г.

Центр развития компетенций UNIVERSUM+ ИМО

приглашают всех желающих на программу дополнительного образования 

«Учитель иностранного языка (для лингвистов)».


Представляем Вашему вниманию статью преподавателя программы С.А. Русс

Порядок рождения как фактор формирования коммуникативной сферы в условиях обучения

Как связан порядок рождения с особенностями межличностного поведения в условиях обучения? Как отражается фактор порядка рождения в семье в формировании коммуникативной сферы обучающегося? Влияет ли опыт взаимодействия старших, младших и единственных в семье детей подросткового возраста, как кризисного периода развития, на построение эмоционального контакта с окружающими? Анализ доступной психологической литературы, содержащей результаты исследований порядка рождения детей в семье, позволяет  заключить, что влияние этого фактора как субъективного представления человека о своем психологическом статусе не может сводиться к месту в чисто биологической последовательности рождений в семье. Напротив, порядок рождения является более общим и весьма важным фактором для формирования личности. В. Шутц высказал идею о том, что каждый индивид имеет характерный опыт социальной ориентации по отношению к другим. Этот опыт формируется, в частности, в связи с разным восприятием собственной позиции в семье, определяемой порядком рождения. Общение, являясь ведущим типом деятельности в подростковом возрасте, предполагает владение приобретенными подростком в семье навыками социального взаимодействия. Общение подростка со сверстниками, основываясь на  опыте построения отношений сотрудничества и конкуренции со старшими и младшими сиблингами, проявляется в умении подчиняться и, в то же время, отстаивать свои права.

 В связи с тем, что опыт взаимодействия детей разного порядка рождения различен, старшие, младшие и единственные в семье дети имеют специфические преимущества и трудности в построении эмоционального контакта, который и дает подростку чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Межличностное поведение индивида, согласно теории межличностных отношений, строится на основе трех потребностей: включения, контроля и аффекта. Эти потребности развиваются в детстве в семейном  взаимодействии. Так,  развитие потребности включения зависит от того, насколько ребенок был включен в семью; потребность контроля зависит от того, был ли поставлен акцент в отношениях «родитель — ребенок» на свободу или контроль; потребность аффекта зависит от степени, в которой ребенок был эмоционально принят или отвержен его ближайшим окружением. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя незначительным, некомпетентным и недостойным любви. Для редукции этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения, наблюдаемые при межличностном контакте. Особый интерес для нашего исследования представляет позиция автора теории межличностных отношений о роли родителей в межличностном поведении детей. Субъективная позиция ребенка с  той или иной порядковой позицией в семье складывается  как следствие отношений в семье. Родители участвуют в создании специфической психологической атмосферы вокруг каждого ребенка и во многом определяют ее.  Это происходит в связи с появлением новых потребностей в семье и распределением обязанностей по их реализации между детьми в соответствии с очередностью рождения. Результатом этого становится то, что  дети в одной семье рождаются и формируются в разных жизненных условиях. Все это  не может не влиять на положение ребенка в системе семейных отношений и его восприятие своей позиции в них. Если подросток воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно той, какая имела место в детстве в его отношениях с родителями, братьями и сестрами, то его  поведение будет соответствовать собственному поведению в детстве по отношению к членам семьи и их поведению по отношению к нему. В этом межличностном поведении подростка реализуются принципы постоянства и идентификации.

Углубить свои знания и разобраться в особенностях формирования коммуникативной сферы обучающегося дает возможность обучение по программе «Учитель иностранного языка (для лингвистов)».


По вопросам записи на программу обращаться по тел. +7 927 403 10 73.


( По материалам публикаций Русс С.А.)

        

 

Источник информации: Сигал. Н.Г. Центр развития компетенций UNIVERSUM+