В чем особенность управленческой школы Татарстана, как попасть в кадровый резерв и почему не все смогут быть госслужащими, рассказал руководитель Высшей школы государственного и муниципального управления КФУ Игорь Привалов в интервью главному редактору ИА «Татар-информ» Ринату Билалову.
«Программу, по которой обучали в январе, нельзя повторить даже через три месяца»
– Игорь Анатольевич, как проходит обучение государственных и муниципальных служащих в школе и по каким направлениям ведется подготовка? Сколько человек в год вы обучаете?
– Высшая школа государственного и муниципального управления занимается повышением квалификации государственных и муниципальных служащих. У нас более 180 программ по различным направлениям. Есть специализированные программы, например «Государственные закупки», а есть общие – «Эффективный руководитель», «Начинающий руководитель», по которым в течение года обучается более 6,5 тыс. государственных и муниципальных служащих. Всего в Татарстане работает 12,5 тыс. государственных и муниципальных служащих.
Что касается графика обучения, то учебный процесс начинается с 15 января и завершается в декабре. Летом обучение не останавливается, у нас нет каникул.
– В мире все быстро меняется, возникают новые потребности, запросы у населения, в государственное управление тоженосятся изменения. В связи с этим как меняются ваши программы?
– Все программы меняются минимум на 40-50%, потому что возникают совершенно разные запросы. Программу, по которой обучали в январе, нельзя повторить даже через три месяца. Нам нужно быстро бежать, чтобы не стоять на месте.
Есть такой термин – «инфляция образования». Те знания, которые мы получили сейчас, через несколько минут уже устарели, потому что мир настолько быстро развивается, тем более происходит цифровая трансформация.
Политик Ли Куан Ю в своей книге написал, что если бы его попросили вывести формулу успеха Сингапура, то он бы ответил, что, во-первых, необходимо постоянно повышать свою квалификацию и квалификацию своих сотрудников. И второе – это железная дисциплина.
В образовании важна критическая масса. Если обучение прошли всего десять человек из ста, то когда они попадают обратно в ту среду, из которой приехали, их засасывает рутина. Если эта критическая масса составляет 50%, то эффект молниеносный. Но никогда нельзя ждать быстрого результата – сегодня провели тренинг по командообразованию, а завтра команда заработала по-новому. Это только первый шаг.
Чтобы скомплектовать команду, нужно как минимум полтора-два года. Это не секрет и понятно любому руководителю, который создавал компанию или приходил в какой-то коллектив и начинал формировать свою команду. Это большая работа, потому что люди должны чувствовать плечо, понимание между собой и слаженность. Ты можешь набрать замечательных специалистов из разной среды, которые в своей отрасли профессионалы, но не будет слаженного оркестра
– А кто разрабатывает программы, по которым ведется обучение?
Разрабатываем сами по запросу наших заказчиков – это, прежде всего, Департамент государственной службы и кадров при Президенте Татарстана, который курирует всю эту работу, а также отраслевые органы власти, которые разрабатывают техническое задание для программ.
– Из других регионов России к вам приезжают учиться?
– Да, к нам приезжают из других субъектов для повышения квалификации. Ежегодно у нас обучаются служащие из субъектов Российской Федерации. Это Иркутская область, Липецк, Сахалин, Дагестан, Крым и ряд других. В прошлом году обучились группы из Калужской области и Ненецкого автономного округа.
При этом приезжают не только для обучения в Казанском федеральном университете, интересует субъект – Татарстан, который входит в лидеры по различным направлениям среди других регионов России. Всем очень интересно, что происходит в республике, чем мы занимаемся.
Так, в текущем году приезжала группа из 85 управленцев Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Республики Саха (Якутия) во главе с губернаторами. В группу вошли 16 вице-губернаторов, 34 госорганов и 16 глав муниципальных образований и перспективные резервисты трех регионов. Программа получила высокую оценку как от обучающихся, так и от руководства республики.
«Без живого общения ряд мероприятий просто невозможно провести»
– Кто преподает в Высшей школе государственного и муниципального управления?
– Около 70% преподавателей – государственные и муниципальные служащие, то есть практики, 30% составляют академические преподаватели. При этом основная часть из них – сотрудники КФУ, так как мы входим в состав Казанского федерального университета.
– А зарубежные преподаватели у вас работают?
– Да. Во время пандемии мы подписали соглашение в онлайн-режиме с южнокорейским Национальным институтом развития человеческих ресурсов, есть договоры с Сингапуром, китайской провинцией Сычуань. Когда приезжали представители российских субъектов, мы заказывали две онлайн-лекции, а так до пандемии привозили достаточно много зарубежных спикеров.
До пандемии к нам приезжал американский экономист Кеннет Рогофф, прочитал интересную лекцию. Мы организовали ее для руководящего состава Татарстана, для банкиров, сообщества ученых и аспирантов Казанского федерального университета. Жорж Сифри провел занятие по проектному управлению.
Во время пандемии провели свои видеолекции три спикера из Южной Кореи и испанский спикер Юрген Саленбахер.