Кафедра начального образования Института психологии и образования ведет научно-исследовательскую, преподавательскую, воспитательную деятельность в соответствии с приоритетными направлениями Казанского федерального университета (зав.кафедрой начального образования, профессор В.Г.Закирова).
За несколько лет реализации Программы «Учитель XXI века» в рамках проекта КФУ «5:100» кафедрой начального образования созданы организационные и научно-методические условия для внедрения комплекса инновационных идей в области начального педагогического образования. Преподавателями кафедры написаны статьи, опубликованные в международной базе данных журналов Skopus и Web of Seins по проблемам языковой, психологической, социокультурной адаптации детей мигрантов, обучения детей-инофонов русскому языку, методике обучения учащихся начальных классов нерусской национальности русскому языку. Преподавателями кафедры разработаны диалоги для детей-инофонов, издано учебно-методическое пособие для младших школьников-инофонов «Говорим по-русски», обобщен опыт приобщения детей-мигрантов к театральной деятельности (доц. Камалова Л.А.). Издано учебно-методическое пособие «Театральная деятельность с детьми мигрантов в начальной школе». Опубликована международная монография «Внеурочная деятельность с детьми-мигрантами в начальной школе» (доц. Камалова Л.А.). На протяжении 5 лет кафедра начального образования проводила Международный конкурс исследовательских и творческих работ для студентов и учащихся старших классов «Учитель в мультикультурном мире» (отв. доценты Громова Ч.Р., Камалова Л.А.).
С 2019 по 2021 г.г. доценты кафедры Камалова Л.А., Хаирова И.В. под руководством проф.Закировой В.Г. разрабатывали учебники и учебные пособия для учащихся 1-4 классов по республиканским проектам «Философия согласия» и «Родительский университет» для мультилингвального комплекса № 165 «Адымнар-Казань». В конце 2021 года учебники будут изданы в республиканском издательстве.
С целью повышения качества обучения в начальной школе кафедра разрабатывала учебно-методические пособия для младших школьников «Интерактивные технологии обучения в начальной школе» (доц.Камалова Л.А.). С учетом изменившихся реалий и внедрения цифровых технологий в практику обучения студентов высших учебных заведений и учащихся общеобразовательных школ кафедра начального образования направила усилия на разработку ЦОР преподавателей (отв. доц. Сабирова Э.Г.), разработку онлайн-тренажеров для студентов педагогических вузов и университетов, авторских онлайн-тренажеров для начальной школы. Результатом целенаправленной работы в этом направлении стала система онлайн-тренажеров, размещенных на платформе Onlein Test Pad,которыми сейчас пользуются студенты Российской Федерации, Республики Узбекистан. Опубликованы учебно-методические пособия «Онлайн-тренажеры в вузе», «Онлайн-тренажеры в начальной школе» (проф. Закирова В.Г., доц. Камалова Л.А.).
Для развития профессиональных компетенций студентов, обучающихся по профилям «Начальное образование и иностранный (английский) язык» и «Начальное образование», на кафедре созданы и работают три театра: студенческий молодежный театр «Триумф» (рук. Камалова Л.А.), детский театр «Радуга» для детей преподавателей и сотрудников КФУ (рук. Камалова Л.А.), «Форум-театр» (рук. Каюмова Л.Р.). Студенты-актеры систематически показывают спектакли, сами пишут сценарии спектаклей, создают реквизит, костюмы, составляют театральные буклеты и афиши. Только в 2021 году студенты кафедры начального образования показали 6 спектаклей в студенческом театре «Триумф» и 1 спектакль в детском театре «Радуга», помогая юным актерам в их постановке «Путешествие в цифровую начальную школу» на Международном форуме по педагогическому образованию (27 мая 2021 г.).
Формированию исследовательских навыков студентов кафедры способствуют традиционные ежегодные конференции и конкурсы: Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы начального образования» (отв. проф. Григорьева С.Г.), Всероссийский конкурс авторских программ и методических разработок «Грани мастерства» (отв. доц. Хаирова И.В.), конкурс видеофильмов спектаклей младших школьников «Здравствуй, детский театр» (первоначальное название «Золотая маска») (отв. Камалова Л.А.).
Кафедра ведет большую профориентационную работу с выпускниками школ и педагогических колледжей г.Казани, Республики Татарстан, Российской Федерации, стран ближнего зарубежья. Результатом такой работы является набор абитуриентов 2021 года на профили подготовки кафедры: 3 академические группы 1 курса профиля «Начальное образование и иностранный (английский) язык» и 3 академические группы студентов заочной формы обучения профиля «Начальное образование».
Кафедра начального образования тесно сотрудничает с Малым университетом КФУ. В 2020 и 2021 году преподаватели кафедры разработали часть заданий для педагогической Олимпиады Малого университета КФУ (доц.Камалова Л.А.)
Кафедра начального образования ИПО КФУ уделяет самое серьезное внимание воспитательной работе со студентами. Студенты кафедры принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности, культурно-массовой работе, общественной, спортивной, наставнической деятельности. В 2016 году в конкурсе КФУ «Лучший куратор академической группы 2015-2016 учебного года» победителем стала доцент кафедры Камалова Лера Ахтямовна. В 2020 году лучшим куратором в конкурсе КФУ «Лучший куратор академической группы 2019-2020 учебного года» стала доцент Каюмова Ляйсан Рафисовна. В 2016 и 2020 годах в конкурсах КФУ «Лучшая академическая группа среди первых курсов» стали группа 17.1-509 (староста Исмагилова А.В., куратор Камалова Л.А.), группа 17.1-009 (староста Хазиева Д.Р., куратор Камалова Л.А.).
На Всероссийский форум по патриотическому воспитанию «Без срока давности» в Москву были делегированы доценты кафедры начального образования Камалова Л.А. и Каюмова Л.Р., которые выступили в Общественной палате Российской Федерации с опытом работы по патриотическому воспитанию студентов КФУ.
Кафедра гордится своими выпускниками: более 90% выпускников работают по своей специальности в различных гимназиях, лицеях, школах Казани, Республики Татарстан, Российской Федерации. Многие стали успешными учителями начальных классов, заместителями директоров по начальному образованию, учебной и воспитательной работе, директорами школ и образовательных детских центров.
Кафедра начального образования способна и готова решать педагогические инновационные задачи, которые ставит перед ней руководство Казанского федерального университета, Института психологии и образования.