29 ноября 2021
Международная видеоконференция "Казань – Фергана"

В Казанском федеральном университете на базе Института филологии и межкультурной коммуникации и Института вычислительной математики и информационных технологий успешно реализуется грант Министерства просвещения Российской Федерации на выполнение мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка, ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» подпрограммы «Совершенствование управление системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

В рамках данного проекта 26 ноября в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета состоялся мастер-класс в формате видеоконференции «Казань – Фергана»: «Читаем, говорим и пишем по-русски: уроки Льва Толстого». Мероприятие было направлено на популяризацию и продвижение русского языка и литературы за рубежом. Участниками мероприятия стали иностранные студенты из Турменистана, обучающиеся по направлению «Филология» в Казанском федеральном университете (Россия), и студенты Ферганского государственного университета (Узбекистан). Организаторами мероприятия выступили Штырлина Екатерина Геннадьевна и Капралова Юлия Владимировна, преподаватели кафедры русского языка как иностранного КФУ.

Цель мастер-класса – популяризация русского языка через приобщение к мировой русской классике на материале личности и творчества русского писателя и крупнейшего мыслителя второй половины XIX – начала XX в. Л.Н. Толстого. Мероприятие способствовало обучению иностранных студентов работе с аутентичными разножанровыми текстами, позволяющими проследить эволюцию мировоззрения писателя, основные этапы его творческого пути, понять духовную атмосферу общества XIX века. Реализуемая на занятии методическая модель изучения биографии и художественных текстов Толстого, с одной стороны, была направлена на развитие у иностранных студентов устойчивых речевых умений в области восприятия, чтения и лингвистического анализа текста, с другой – на закрепление и усовершенствование их коммуникативных навыков в процессе конструирования картины мира писателя путем собственного эмпирического опыта и рефлексии. В ходе занятия иностранным студентам был предложен комплекс традиционных и инновационных форм заданий, направленных на развитие продуктивной речи обучающихся, умений синтетического чтения неадаптированных текстов разной жанрово-стилевой принадлежности, навыков лингвистического анализа текстовых единиц, а также обогащение и активизацию словарного запаса. Особое внимание уделялось разнообразным формам лексической и грамматической работы. Таким образом, работа с биографическом материалом и художественным текстом на занятии способствовала достижению коммуникативно-практической, профессиональной и познавательно-воспитательной целей.

Участники мастер-класса подчеркнули его значимость для продвижения русского языка, русской классической литературы и культуры в странах ближнего зарубежья. Гости мероприятия, преподаватели и студенты Ферганского государственного университета, выразили благодарность и признание организаторам мастер-класса за полученные знания и опыт.

 

Источник информации: Штырлина Е.Г., Капралова Ю.В.