19 ноября 2021
KILS-2021: Заседание секции ​"Современная парадигма обучения русскому и родному языкам"

18 ноября 2021 года в рамках Международного казанского лингвистического саммита состоялось заседание направления «Языки в образовательном пространстве» секции «Современная парадигма  обучения русскому и родному языкам». Модераторами секции выступили зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания Казанского федерального университета Юсупова Зульфия Фирдинатовна и доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Казанского федерального университета Давлатова Мансура Мансуровна.

В работе секции были заявлены участники из разных  городов России – Москвы, Казани, Елабуги, Уфы,  Ижевска, а также были участники из Китая, среди которых подавляющее большинство – профессора и доценты, а также ассистенты и аспиранты.  Доклады, которые прозвучали во время секции, полностью соответствовали  направлению и  названию секции. В них были отражены основные направления современного   лингвистического образования в вузе и школе в аспекте обучения русскому и родному языкам.

Среди них доклады  К.Е. Костиной об особенностях изучения грамматических категорий глагола в начальной школе (на примере удмуртского языка); Н.В. Юхименко  об интерференции при обучении русскому языку в славянской аудитории; М.М. Давлатовой об обучении коммуникативной успешности в полиэтнической аудитории вуза;  Г.М. Нуруллиной о реализации компетентностного подхода в обучении русскому языку студентов-билингвов;  М.С. Ачаевой о параметрических прилагательных  в аспекте метафоризации; Г.Н. Галкина о видах заданий по аудированию; Е.С. Михеевой, Е.М. Недопекиной, П.Ю. Повалко о   о коммуникативном пространстве интернационального кампуса как минимодели поликультурного и многоязычного мира и другие.

В то же время были заслушаны и выступления ассистентов и молодых ученых-аспирантов.

Таким образом,  докладчики  отметили актуальность  когнитивно-коммуникативного, функционально-семантического, личностно-деятельностного подходов в обучении русскому и родному языкам;  важность учета интерференции и транспозиции при  обучении неродным языкам; необходимость разработки нового поколения учебников и учебных пособий.

 

Источник информации: Юсупова Зульфия Фирдинатовна, зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания