15 ноября 2021
Проблемы преподавания русского языка обсудили на площадке ИФМК КФУ в рамках Международного съезда преподавателей и учителей русской словесности

12 ноября 2021 года на площадке КФУ продолжил свою работу Международный съезд преподавателей и учителей русской словесности. Заседание 1 подсекции 1 «Русский язык в образовательном пространстве Российской Федерации» проходило в режиме онлайн на площадке ИФМК КФУ.  В институте изучают лингвометодические традиции, заложенные в 19 и 20 вв. К. Насыри, Р.С. Газизовым, М. Курбангалеевым, Л.З. Шакировой, А.Ш. Асадуллиным и многими другими учеными,  и продолжают дальше  развивать научно-методические идеи преподавания русского языка с учетом реалий современности.

Ведущие заседания Э.Н. Акимова и З.Ф. Юсупова приветствовали  участников и отметили актуальность и своевременность обсуждения вопросов преподавания русского языка в вузе и школе. Формат мероприятия позволил  к заседанию присоединиться докладчикам и слушателям из разных уголков России: из Москвы, Петербурга, Оренбурга, Воронежа, Рязани, Перми, Омска, Майкопа, Махачкалы, Уфы, Белгорода, Казани и др. городов. Среди выступающих были заведующие кафедрами русского языка вузов России, профессора и доценты, учителя русского языка.

Доклады  были посвящены проблемам методики формирования читательской грамотности (проф. Е.В. Архипова), внедрению инновационных технологий в обучении русскому языку инофонов (доц. М.М. Давлатова), об экстралингвистических принципах в преподавании грамматики (доц. Е.И. Литневская), об историко-культурном потенциале русского языка (проф. Т.Е. Владимирова), о заимствованиях в аспекте русской культуры речи (доц. Н.В. Баско), о трудностях внедрения историко-этимологического подхода на уроках русского языка (доц. О.Ю. Николенко), о методах и приемах изучения ономастики (проф. Г.М.Кулаева), о функционировании русского языка в мультикультурном пространстве России (проф. Х.З. Багироков), о проблемах преподавания русского языка в школах Дагестана (доц. Х.А. Хаджимурадова), о лингвокультурологической направленности обучения русскому языку (учитель Д.А. Адылова), о преподавании лингвокраеведения в вузе (проф. Т.В. Новикова), о проблемах обучения русскому языку студентов из ближнего зарубежья (доц. З.Ф. Юсупова), о проблемах подготовки к ЕГЭ (учителя О.Н. Соловьева, Ю.Б. Алешина) и др.

 В ходе обсуждения  были обозначены следующие рекомендации для внесения в проект  резолюции съезда:

1.Ввести на всех направления обучения бакалавриата дисциплину «Практика речевого развития» для совершенствования владения навыками устной  русской речи российских и иностранных студентов.

2.В учебниках русского языка для старших классов дополнительно ввести задания на формирование навыков работы со словом, усилить словарную работу в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

3.В преподавании русского языка усилить внимание на историко-этимологический аспект, на исторические комментарии.

4.В преподавании русского языка в школе и вузе уделить внимание на изучение материалов ономастики, регионального лингвокраеведения.

5.Рассомтреть возможность разработки учебников и учебных пособий по русскому языку и культуре для школьников и студентов, обучающихся в билингвальной и полилингвальной среде.

6. Разработать учебные пособия по русскому языку для обучения студентов из дальнего и ближнего зарубежья,  в том числе и онлайн-ресурсы, цифровые и мультимедиа-ресурсы.

Все участники поблагодарили организаторов за проведение Международного съезда преподавателей и учителей русской словесности, за возможность собраться на одной площадке теоретиков и практиков и обсудить  актуальные проблемы языкового образования, разработки современных учебников, поделиться опытом и творческими идеями.

Все материалы съезда можно посмотреть на сайте http://philol.teacher.msu.ru/main

 Источник информации: кафедра русского языка и методики его преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации