28 октября 2021
Инклюзивная школа: миф или реальность.Часть 2

В настоящее время более полувековой поиск, так называемой, идеальной модели инклюзивной школы привел зарубежных педагогов к пониманию того, что невозможно создать единую модель инклюзии, которую можно адаптировать в каждой школе, равно как и нельзя говорить об одном, единственно правильном пути ее реализации в общеобразовательном процессе. Путь практической реализации идей инклюзивного образования в каждой школе является уникальным и ценным, в процессе которого накапливается педагогический  опыт и определяются новые векторы для проектирования плана ее модернизации. Однако в потоке многообразных модификаций необходимо помнить: оказывают ли проводимые изменения положительное влияние на каждого участника и обеспечивают ли они достижение каждым стабильного прогресса?

Например, английские педагоги считают, что успех инклюзивной школы напрямую обеспечивается уровнем ее инклюзивной культуры,  которая является показателем общей культуры школы. В чем же заключается феномен «инклюзивная культура»? Прежде всего, это особая атмосфера доверия, открытого диалога и сотрудничества между администрацией школы, педагогами, сотрудниками  школы, родителями/опекунами, учащимися, когда:

Безусловно, данный «портрет инклюзивной школы» может показаться чрезмерно идеальным и искусственным. Но изучение богатого практического опыта зарубежных стран показывает, что процесс развития инклюзивной культуры школ протекает успешно, если директор школы является не просто «наблюдателем», а выступает активным сторонником и участником процесса инклюзивного образования. Особая миссия директора школ заключается в уникальной помощи, которую они оказывают педагогам, детям, родителям, направляя и поддерживая их усилия на достижение всеми детьми наилучшим результатов в их всестороннем и гармоничном развитии. Но именно расширение диапазона взаимодействий позволяетсоздать «целый альбом данных, а не один единственный снимок».

Совершенно очевидно, что перед руководителем школы – лидером инклюзивного движения, стоит непростая задача, сложность которой определяется тем, что создание инклюзивной культуры школы- это циклический процесс, который происходит на базе традиционно сложившейся в школе культуры в контексте совокупности ценностей, взглядов и убеждений всего коллектива школы, а, значит, и возникновение всевозможных барьеров, противоречий, конфликтных ситуаций ивременных неудач является неизбежным. Однако без переживания и прохождения периодов, так называемой турбулентности невозможно достичь прогресса и оценить его значение.

Следовательно, директор школы должен быть готов не только к проектированию, но и к реализации качественной модели управления, целенаправленному и последовательному проведению школьной инклюзивной политики, созданию сплоченной профессиональной команды, что оказывает позитивное влияние на климат в педагогическом коллективе и имеет решающее значение в достижении успеха в данном процессе. Иными словами, «портрет» директора инклюзивной школы может быть представлен следующим образом:

Ведущими задачами директора являются следующие: создание условий для принятия всем коллективом школы необходимости проведения изменений; обеспечение адаптации процесса инклюзивного образования к потребностям национальной системы образования; оказание своевременной необходимой поддержки и помощи педагогам, родителям, детям; определение времени для совместного планирования системы изменений и ее мониторинга, а также для профессионального развития педагогов; развитие стремления педагогов к непрерывному и целенаправленному совершенствованиюпреобразований; гарантированное оказание непрерывной поддержки педагогов в случае достижения низких результатов в отдельных аспектах инклюзивного образования; проведение систематического мониторинга эффективности данного процесса с целью повышениякачества функционирования инклюзивной школы как «Школы для всех».

 


Все актуальные вопросы инклюзивного образования в России и за рубежом изучаются и анализируются

в рамках обучения по программе профессиональной переподготовки

Центра развития компетенцй UNIVERSUM+ ИМО

«Учитель иностранного языка (для лингвистов)».


И в заключении хотелось бы особенно отметить, что некорректно  рассматривать инклюзивную школу через призму ее исключительности, тем самым забывая о том, что ведущей целью инклюзии является создание «школы для всех». Нисколько не умаляя значимости проводимых модификаций в школе, показатели эффективности инклюзии должны рассматриваться не только с точки зрения их количественной оценки, а в большей степени качества, так как в процессе инклюзивного образования каждая деталь практической работы требует анализа того, как предпринимаемое действие в определенном контексте способствует расширению границ инклюзии. Инклюзивная школа - это, прежде всего, школа, основополагающим стержнем которой является непрерывная рефлексивная деятельность.

Сигал Н.Г., доцент кафедры иностранных языков ИМО,к.п.н.

Источник информации: Центр развития компетенций UNIVERSUM+ ИМО