05 октября 2021
Синева сапфиров Гималая

Студенты 10.2-925 группы кафедры татаристики и культуроведения Института филологии и межкультурной коммуникации  теплым осенним вечером посетили выставку репродукций картин художника Николая Константиновича Рериха, экспонирующуюся на постоянной основе в Доме дружбы народов Татарстана.

Николай Константинович Рерих — русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, ориенталист, общественный деятель. В течение своей жизни он создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических.

На выставке представлена серия работ художника, состоящая из 15 картин, посвященных Гималаям. Эти картины были созданы Н.К.Рерихом по результатам Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под его руководством в 1923-1928 годах. Для Рериха мир гор является неисчерпаемым источником вдохновения. Они представились ему вечным, неиссякаемым источником, который облагораживает и возвышает душу, устремляет людей к подвигу и вводит в мир прекрасного.

Вообще серия картин «Гималаи» насчитывает более двух тысяч полотен, поэтому она считается самой грандиозной. В работах этой серии Николай Константинович запечатлел ледники Каракорума, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озёра и бурные реки. Во многих картинах изображены горные монастыри, храмы, высеченные в скалах на большой высоте. Художник создавал свои работы в течение многих лет. Только во время Центрально-Азиатской экспедиции художником было создано более 500 картин, посвящённых Гималаям.

Познакомила студентов с работами художника председатель ОО «Казанское общество Рерихов», к.т.н., член творческого союза художников России Найля Абдульманова, которая подробно рассказала о судьбе мастера и о его творчестве.

Картины Н.Рериха поражают богатством и тонким ощущением цвета и, прежде всего, замечательно передают таинственное величие природы Гималаев. Особую притягательность картинам придает необычный стиль цветопередачи, который был достигнут благодаря использованию особого рецепта красок. Картины написаны темперой, придающей им воздушность и звучность тонов. Эта техника позволила Рериху добиться особой глубины цвета, эффекта просвечивающих красочных слоёв. Картины так насыщены оттенками красок, что кажутся горящими и сияющими.

Среди сверкающего великолепия гималайских снегов Н.К.Рерих ощущал себя духовным представителем русского народа. Его творчество стало своеобразным мостом между двумя странами. Он писал: «Я горд, что мне было предназначено прославить во многих картинах величавые Священные Гималаи. Любя Индию и будучи русским, я счастлив, что в истории русского искусства Гималаи и Индия будут воспеты с любовью и уважением».

 

Источник информации: к.пед.наук, доцент Кадыйрова Л.Х.