29 сентября 2021
Тенденции высшего образования в ковидную эпоху обсудили в Москве

КФУ принял участие в работе совместного заседания общественных советов при Министерстве науки и высшего образования РФ и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

На повестке дня были вопросы, связанные с изменением подходов к преподаванию в постковидный период, анализом прошедшей приемной кампании и трансформацией механизмов аккредитации образовательных организаций.

«На совместном заседании общественных советов был рассмотрен опыт деятельности системы высшего образования в ковидную эпоху. Все три вопроса так или иначе были связаны с анализом сложившейся за последние два года ситуации и опыта преодоления различных трудностей, который есть в подведомственных организациях, – рассказал директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов. – Почему было интересно провести именно общественное обсуждение? Дело в том, что это открывает возможность получить незамыленный взгляд, познакомиться не только с видением сотрудников того или иного ведомства, работающих в жестких рамках собственных документов. Открывается возможность увидеть сильные и слабые стороны решений, принимаемых в этих ведомствах. В ходе заседания неоднократно приводился в пример опыт Казанского федерального университета как в области проведения приемной кампании, так и в сфере изменения подходов к преподаванию в постковидный период. Успехи КФУ в области цифровизации самых разных направлений деятельности университета, проводимой под контролем ректора Ильшата Гафурова, еще раз подтверждают обоснованность высокой позиции Казанского федерального университета в самых различных рейтингах».

На мероприятии большое внимание было уделено проблемам прошедшей приемной кампании.

«На заседании были представлены позиции двух федеральных университетов – Балтийского и Казанского. Для первого из них основными проблемами стали работа в цифровом поле в ходе приемной кампании и трудности, связанные с ежегодными изменениями правил приема. Нами план приема был выполнен, и, что немаловажно, показатель среднего балла абитуриентов вырос, несмотря на увеличившееся по сравнению с предыдущими годами количество выделенных бюджетных мест. Работа в цифровом поле прошла успешно. Несмотря на то, что прием проходил в том числе и в очном формате, мы создавали личные кабинеты для каждого абитуриента. Весь учет поступающих велся через цифровые системы вуза. Кроме того, успешным стал опыт проведения экзаменов в онлайн-формате с применением автоматической защиты для проверки легитимности сдаваемых экзаменов. Также КФУ наряду с другими российскими университетами принял участие в реализации пилотного проекта суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» и справился со всеми задачами в отличие от многих вузов без нареканий и замечаний. Через онлайн систему в КФУ было подано более 13 тысяч заявлений на поступление, около 1000 абитуриентов было зачислено через нее. Нашим единственным пожеланием стало уделение большего внимания процессу профориентации абитуриентов, чтобы не возникало ситуации выбора образования и поступления по остаточному принципу», – обозначил ответственный секретарь приемной комиссии Александр Бибик.

При этом опыт работы в области цифровизации необходимо наращивать, поскольку она никуда не исчезнет. Необходимо и дальше развивать эту систему и постепенно приходить к некоей стандартизации этих процессов, резюмировал Бибик.

Такого рода встречи в формате общественного обсуждения в последнее время проводятся упомянутыми ведомствами достаточно часто, отметил Хайрутдинов. За непродолжительное время это уже третья подобная встреча. Это помогает оперативно вносить коррективы в действия организаций, в чьем ведении находятся процессы, касающиеся развития высшего образования в России.

«Это важный инструмент для выстраивания взаимодействия между министерствами, ведомствами и вузами, школами. По итогам встреч подготавливаются протоколы с рекомендациями по итогам обсуждения. На их основании внутри ведомств могут даваться соответствующие поручения», – пояснил роль общественных советов в выстраивании образовательной политики в России директор Института международных отношений КФУ.

Источник информации: Алина Искандерова