01 сентября 2021
Информационный дайджест: "Проект 5-100" умер, да здравствует "Приоритет-2030"?

В разделе 'Информационный дайджест' кафедры вычислительной математики вышла статья  "Проект 5-100" умер, да здравствует "Приоритет-2030"?

Что «Проект 5-100» дал российскому высшему образованию в целом, можно ли не достичь основной цели и остаться успешным, как программой пользовались университеты и что придет программе на смену и какие проблемы могут возникнуть у новой программы академического лидерства — в репортаже Indicator.Ru.

Рейтинги и публикации

Заседание ассоциации «Глобальные университеты» началось с приветственного слова ее председателя Ярослава Кузьминова, ректора Высшей школы экономики. Он порадовался, что наконец-то смог лично встретиться с коллегами, после чего перешел к основной теме заседания.

А темой этой было подведение итогов «Проекта 5-100». Кузьминов поведал о ключевых результатах этой программы. «Это один из самых успешных проектов», — заявил он. Затем он перешел к короткой справке о том, что многие страны мира сегодня запускают программы академического лидерства и вкладывают в них колоссальные средства. И результаты программ впечатляют. Кузьминов отметил, что Россия включилась в этот процесс достаточно поздно, но очень эффективно.

Успех программы ректор ВШЭ продемонстрировал статистическими данными. Если в 2013 году в предметных рейтингах QS было всего четыре российских университета, которые суммарно занимали 17 позиций, то в 2021 году в рейтинге присутствовало уже 62 вуза, которые заняли 448 позиций. Это рост в 15,5 и 26,4 раз. Что особенно важно, расширилось представительство российских университетов в топ-100 предметных рейтингов, где в 2021 году места занимали 17 вузов на 60 позициях. 10 университетов из них, занимающие 29 позиций представляли «Проект 5-100». Вполне неплохой результат, учитывая, что 20 позиций, или треть всех позиций российских университетов в топ-100 предметных рейтингов, занимает МГУ имени М.В, Ломоносова, в программу не входящий. При этом, как отметил Кузьминов, российские вузы присутствуют как в естественных и технических науках, так и в гуманитарных.

Ректор ВШЭ также обратил внимание и на вклад университетов программы в российское образование. К 2021 году на 6 баллов вырос средний балл ЕГЭ абитуриентов, тогда как у остальных российских вузов — на 3. Кроме того, сегодня половина победителей олимпиад предпочитает поступать в университеты 5-100, предпочитая их традиционным «магнитам» для олимпиадников, таким как МГУ и СПбГУ. Это говорит и о том, что программа помогла поднять престиж отечественных университетов внутри страны. Также вузы 5-100 смогли несколько замедлить отток квалифицированных ученых, хотя проблема сохраняется.

«Проект 5-100» поспособствовал и экспорту российского образования за границу. За годы программы в вузах-участниках в 2,6 раз в среднем выросло количество иностранных студентов на один вуз и в 2,4 раза — иностранных аспирантов. Каждый пятый иностранный студент в России сегодня обучается в вузах 5-100, сообщил Кузьминов. Кроме того, Ассоциация «Глобальные университеты» проводит уникальную олимпиаду Open Doors, которая позволяет иностранцам поступать в любой университет России. Выросло и количество иностранных преподавателей.

Источник информации: Трифонова Г.О., ассистент кафедры вычислительной математики