01 июля 2021
Ученые КФУ могут войти в состав комиссии РИО по вопросам высшего исторического образования

Знаковый для страны вопрос стабильности развития высшего исторического образования был поднят на общем собрании Российского исторического общества.

В своем выступлении председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин отметил, что с момента создания РИО прошло уже 9 лет. Лучшей оценкой пройденного пути служит насыщенность и сегодняшней повестки, заслуженный авторитет Общества и востребованность наших проектов как в России, так и за рубежом. Сегодня Российское историческое общество объединяет более ста ведущих центров науки, культуры, образования, сотни историков и любителей истории. 

«Масштаб и сложность просветительских проектов, реализуемых Российским историческим обществом, с каждым годом лишь возрастают. Примером может служить трёхтомная «История Севастополя», вышедшая из печати к седьмой годовщине воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Работа над этим фундаментальным трудом заняла более трёх лет и объединила порядка 50 авторов из самого Севастополя, Москвы и Петербурга, - рассказал Нарышкин. – Не менее громким событием в общественной жизни страны стало открытие нового монумента императору Александру III в Гатчине, которое посетил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Ещё зимой совместно с Российским военно-историческим обществом была инициирована работа по созданию Мемориального комплекса в память о мирных жителях Советского Союза, ставших жертвами геноцида со стороны немецко-фашистских захватчиков. Успешно проведена Международная зимняя школа для иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Не прекращается и деятельность рабочей группы по изучению и сохранению объектов, связанных с Белгородской засечной чертой и другими оборонительными линиями XVI–XVIII веков. Реализуются проекты, приуроченные к 800-летию князя Александра Невского».

Тем не менее, есть и определенные трудности в области развития высшего исторического образования. И перед РИО сегодня стоит задача их решить.

«В ближайшее время Обществу предстоит включиться в процесс распределения бюджетных мест на исторические специальности. Для координации наших усилий в этом направлении предлагается создать Комиссию РИО по вопросам высшего исторического образования. Полагаю, что её мог бы возглавить член Совета Российского исторического общества, статс-секретарь — заместитель Министра юстиции Российской Федерации Андрей Викторович Логинов. В состав Комиссии войдут представители ведущих вузов — членов РИО, представители региональных отделений и руководящих органов Общества, а также представители Росархива, - пояснил Нарышкин. – Выстраивая эту работу, нам вместе с министерством предстоит найти баланс между поддержкой традиционно сильных образовательных центров и необходимостью развивать историческое образование во всех регионах страны. К сожалению, на сегодняшний день есть субъекты федерации, в которых подготовка историков прекращена вообще. Речь идёт в том числе об очень важных регионах, обладающих значимым историко-культурным наследием, — Амурской, Брянской, Смоленской областях».

Подготовка историков — важная государственная задача, добавил он. Выпускники исторических направлений подготовки — это своего рода универсальные аналитики, способные приносить пользу стране не только в стенах университетов, научных институтов, музеев или архивов, но и на государственной службе или в общественно-политической сфере. Также он обратил внимание на необходимость предсказуемости в распределении контрольных цифр приема. По его словам, ситуация, когда количество бюджетных мест вначале резко сокращается, а потом столь же резко растёт, не позволяет вузам наладить качественный образовательный процесс. Решение обозначенных проблем станет первостепенной задачей общества. 

«Была проанализирована реальная ситуация, которая существует в системе высшего исторического образования. И на самом деле результаты вызывают серьезные опасения. Дело в том, что значительное количество региональных университетов или полностью завершило набор историков, или перепрофилировалось путем укрупнения. В результате видные центры исторического образования в России, особенно в приграничных областях, к большому сожалению, просто исчезли, и это тревожный симптом. И на этом фоне, конечно, положение дел в Республике Татарстан вызывает уважение. Здесь у нас хорошая позитивная динамика. Но, как бы мы себя ни чувствовали уверенно, не являлись флагманом, мы переживаем за общее состояние исторического образования. И это тема для большого серьезного разговора. До 15 июля будет сформирован и количественный состав, и уточнены кандидатуры коллег, которые будут совместно с Министерством науки и высшего образования, Министерством юстиции, Министерством просвещения контролировать и определять вектор развития и распределения контрольных цифр приема по России, чтобы не было таких потерь и не было ситуаций, когда в один год выделяются места, в другой год уже их нет. Все это рушит традиции, ломает систему и из системы исторического просвещения и образования уходят люди так как становятся невостребованными их специальности и профессии», - пояснил директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов.

При этом работа казанских историков была оценена по достоинству – как уже достигнутые результаты, так и планы на ближайшие месяцы и годы.

«Мы очень рады, что те проекты, которые реализует Казанский федеральный университет, Академия наук РТ, удачны. Состоялся целый ряд обсуждений в кулуарах, заседала рабочая группа по подготовке Атласа засечных линий России, за создание которого отвечает казанская группа исследователей. Для нас примечательно, что значительное количество мероприятий, которые пройдут в ближайшие несколько лет под эгидой Российского исторического общества самым непосредственным образом связаны с интересами и проектами Казанского университета. В том числе, проведенный нами фестиваль Александр Фест будет иметь в этом году продолжение в рамках празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского. Кроме того, мы с гордостью можем констатировать факт, что процесс подготовки региональных учебников в Татарстане становится примером для целого ряда субъектов РФ, которые готовы перенять казанский опыт», - резюмировал Рамиль Хайрутдинов.

Источник информации: Алина Искандерова