07 июня 2021
Открытая лекция "Лингвокультурологический анализ произведений А.С. Пушкина"

5 июня 2021, накануне памятной даты, значимой для каждого говорящего на русском языке человека, дня рождения величайшего русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина – состоялась традиционная открытая лекция доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка и методики его преподавания ИФМК Ирины Валерьевны Ерофеевой на тему «Лингвокультурологический анализ произведений А.С. Пушкина». Лекция была посвящена актуальным вопросам изучения языка А.С. Пушкина на уроках русского языка и сопровождалась презентацией.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин является основоположником русского литературного национального языка. Те преобразования, которые он внес в русский язык, закрепились в нем как обязательные, он смог соединить книжно-славянскую и народно-разговорную стихии в языке своих произведений и вывел русский язык на принципиально новый уровень. Многие слова за два столетия, которые прошли с пушкинского времени, изменили свои значения, другие сохранили старые значения и при этом приобрели новые, третьи расширили свое значение или, наоборот, сузили. На семантические процессы влияют многие факторы, как лингвистические, так и экстралингвистические. Для того чтобы правильно понимать язык произведений А.С. Пушкина, часто необходим специальный комментарий.

В лекции рассказывалось именно о таких сложных для понимания с современных позиций словах. Отдельное внимание было уделено такому процессу, как энантиосемия, то есть противоположности значений в пределах одного слова. На примерах из пушкинских произведений было показано, какую важную стилистическую функцию выполняют слова, способные к выражению антонимичных значений, как мастерски поэт употребляет их в контекстах своих произведений. Эпоха А.С. Пушкина отделена от нас двумя столетиями, однако именно его язык мы считаем образцовым и ориентируемся на него как на высшую форму русского литературного языка.

Студенты и преподаватели, как в аудитории, так и присоединившиеся он-лайн, с интересом слушали лекцию и задавали вопросы. Лектор как обычно, обращался к слушателям и находил в аудитории самый живой отклик, что свидетельствует о том, что творчество Пушкина, своеобразие его языка не могут оставить равнодушными образованных людей, и прежде всего филологов.

 

Источник информации проф. кафедры русского языка и методики его преподавания И.В. Ерофеева