Итак, что такое «мастер-класс»? Это нетрадиционный и оригинальный метод обучения или процедура проведения конкретного занятия для совершенствования мастерства, так как мастер-класс дает возможность комплексного применения различных элементов и приемов для более успешной организации учебного процесса. В рамках изучения дисциплины «Современные технологии воспитания» (преподаватель – Космодемьянская Светлана Сергеевна, доцент кафедры химического образования) для обучающихся 4 курса группы 07-711, будущих учителей химии, были разработаны и представлены два мастер-класса по организации групповой работы и проблемного обучения в области химического образования. В ходе мастер-классов студенты, выступая в роли учителей химии, использовали определенный профессиональный опыт, «пройдя» через две производственные (педагогические) практики на 3 и 4 курсах.
7 апреля 2021 года состоялся мастер-класс на тему «Технология организации проблемного обучения химии в школе» с целью формирования у будущих учителей химии перспектив использования проблемного обучения в школьном курсе химии. Автор, разработчик и реализатор – Хузеева Элина Азатовна, студентка группы 07-711. В ходе мастер-класса мини-группы студентов работали над решением педагогических кейсов, содержащих проблемные ситуации, которые могут возникнуть в процессе преподавания химии в школе. Так будущие учителя химии продолжили развитие профессиональных компетенций через работу по технологии «Fish bone» по теме одной из проблемных ситуаций, заложенных в кейсе. Следующим этапом мастер-класса стала работа в группах, в ходе которой студенты провели брейнсторминг («мозговой штурм») – форма творческой, коллективной работы по определению наиболее оптимальных решений для воплощения их в жизнь. По результатам опроса, 63% студентов планируют в дальнейшем расширить свои познания в области вариативности применения проблемного подхода в преподавании химии в школе и уверены в перспективности данного метода в рамках химического образования.
14 апреля 2021 года прошел мастер-класс на тему «Инновационные педагогические технологии в химическом образовании», автором, разработчиком и реализатором выступила Глаголева Анна Анатольевна, студентка группы 07-711. Цель мастер-класса – повысить уровень профессионального мастерства будущих учителей химии в области инновационной образовательной среды в процессе их интерактивного взаимодействия. На протяжении всего занятия студенты работали в группах по 3-4 человека. Им предлагались задания различного уровня сложности в области химического образования: определить отличия между традиционными и инновационными педагогическими технологиями, найти причины, по которым современные требования ФГОС рекомендуют использовать педагогические инновации, разработать методические рекомендации по применению конкретной современной педагогической технологии, разработать ситуационную задачу по преподаванию химии.
Самым ярким этапом мастер-класса явились дебаты между группами. Студентам необходимо было провести аргументы «за» и «против» относительно изменений цели образовательной деятельности преподавания химии с введением дистанционного обучения и/или цифровых образовательных ресурсов. Все группы приводили весомые аргументы и усиленно отстаивали свою точку зрения. Атмосфера становилась все более острой и завершающий батл между Романенко Елизаветой и Сабировой Тансылу пришлось прервать только из-за окончания занятия. В качестве рефлексии студентам предлагалось пройти опрос, который показал растущий интерес будущих учителей химии к педагогическим инновациям.
В конце двух занятий мастер-класса Космодемьянская Светлана Сергеевна (куратор группы 07-711) подвела общие итоги.