05 апреля 2021
Студенты кафедры русского языка и методики его преподавания приняли участие в работе итоговой конференции

1 апреля в рамках ежегодной студенческой конференции на кафедре русского языка и методики его преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации состоялась работа трех секций.

Секция «Инновационные технологии в обучении русскому языку» объединила доклады, посвященные технологиям преподавания русского языка. В программе было заявлено 15 докладов. Выступили магистранты 2 курса, бакалавры 3 и 5 курсов. Руководителями секции были зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания Юсупова З.Ф., доцент кафедры Сафонова С.С. Кроме выступающих, было большое количество слушателей, которые приняли активное участие в обсуждении докладов, в определении лучших докладчиков. Следует отметить, что все выступающие хорошо подготовились, грамотно преподнесли результаты своего исследования, уверенно отвечали на вопросы. Выступление на конференции – это хороший опыт для студентов, совершенствование умений публичного выступления, овладения нормами научного стиля. Исследования отличались актуальностью, теоретической и практической значимостью. Были высказаны пожелания для совершенствования научной работы.  На секции были заслушаны и доклады гостей – студентов других вузов г. Казани. Это Ниази Абдул Башир, студент КГМУ, он выступил с докладом на тему «Речевой этикет в России и Афганистане», и Чокобар Ольянета Эмилио Серхио Леонардо из КНИТУ-КАИ, тема его доклада – «Формально- грамматический аспект в изучении русского и испанского языков». Этих студентов подготовила доцент Гордеева Л.П.

Работа секции «Актуальные вопросы обучения грамматике и словообразованию в школе» была посвящена обсуждению дискуссионных вопросов современного языкознания и особенностей их отражения в школьном курсе русского языка. Восемь докладчиков (из 10 заявленных) посвятили свои выступления ключевым аспектам изучения морфологических и словообразовательных особенностей слов именных частей речи в контексте новейших научных открытий и возможностей их внедрения в практику школьного преподавания русского языка с учётом требований ФГОС ООО. Слушатели, участвовавшие в работе секции, задавали вопросы, принимали активное участие в обсуждении докладов и, подытоживая результаты работы секции, подчеркнули актуальность, научную новизну, практическую значимость и в целом высокий научный потенциал прослушанных выступлений. В ходе обсуждения и «тайного» голосования был выявлен минимальный отрыв победителей и призёров друг от друга. Диплом за 1 место присуждён Халиковой Аделине (3 курс) за открытие, сделанное в области обучения словообразованию английского языка на примере неологизмов; диплом за 2 место присуждён Соколовой Валерии за открытие в области методики обучения правописанию приставок на -з (с) с учётом синхронно-диахронного подхода; диплом за 3 место присуждён Хакимовой Лейле (магистрант второго года обучения) за решение проблемы развития коммуникативной компетенции учащихся при изучении категории числа имён существительных; дипломы за 4 место присуждены: Лотфуллиной Айзире (4 курс) за вклад в изучение существительных группы pluralia tantum в современном русском языке, Сагидуллиной Алине (4 курс) за вклад в изучение грамматической омонимии в сфере местоимений, Миндубаевой Исламие (3 курс) за вклад в изучение существительных общего рода на уроках русского языка в 5-6 классах средней школы.

В работе секции «Языковая картина мира писателя и аспекты ее изучения в школе» приняли участие 11 студентов. Их доклады были посвящены различным аспектам изучения русского языка и возможностям применения полученных лингвистических знаний в практике преподавания русского языка в школе.

С докладами выступили как магистранты 2 курса, уже имеющие большой опыт научно-исследовательской работы, так и студенты бакалавриата.

Выступления показали высокий уровень подготовки студентов, знание разных сторон языковой действительности, в частности, доклады были посвящены изучению сложных слов в школе, средствам создания иронии в баснях И.А. Крылова, языковой картине мира А.А. Ахматовой, изучению разных сторон синонимии в школе и другим вопросам.

Студенты и магистранты не только показали хорошее знание собственно языковых особенностей, но и предложили ряд оригинальных методических приемов, позволяющих улучшить усвоение тем по русскому языку школьниками, сделать занятия более интересными и креативными.

Доклады были выслушаны с большим вниманием, студенты и преподаватели задавали вопросы, и отвечающие уверенно отстаивали свою точку зрения и свои научные выводы.

Хочется поблагодарить всех научных руководителей и студентов и пожелать им дальнейших успехов и плодотворной научной работы.

 

Источник информации: Ерофеева И.В., Корнеева Т.А., Лукоянова Ю.К., Сафонова С.С., Усманова Л.А., Юсупова З.Ф.