02 апреля 2021
Does practice make perfect или дневники практикантов

Жан-Жак Руссо говорил, что “час работы научит больше, чем день объяснения”. Мы решили проверить, согласны ли с этим высказыванием наши четверокурсники-педагоги, которые были отправлены в школы Казани для практики проведения занятий английского. Про собственные ожидания и впечатления, а также неминуемые взлеты и падения, согласились поговорить 706 группы ИФМК.

Эльвина

Преподавала в 167 школе у 1-6 классов

 

– Удалось ли тебе наладить контакт с преподавателем-наставником и твоими учениками? Как бы ты описала их отношение к практикантам и персонально к тебе?

– С учителями вообще проблем не было, потому что они были опытными и коммуникабельными, и с этим нам очень повезло. Насчет моей наставницы - с ней отношения сложились хорошие; а вот со школьниками все сложнее. Если ученики начальных классов сами шли на контакт и работали на уроках, то шестиклассники наоборот -  не хотели учить английский и не отвечали на мои попытки наладить отношения. Это было тяжело. Если ты не видишь отдачи от учеников, то не хочется вкладывать свои эмоции в то, чтобы затем работать с ними.

– Ты старалась мотивировать шестиклассников или сдалась в какой-то момент? Помогала ли тебе учительница, когда тебе было сложно?

– Изначально, да. Но вскоре я поняла, что неважно, идешь ли ты просто по учебнику или ищешь какой-то дополнительный материал, есть ребята, которые все равно не будут работать. После этого мое желание мотивировать их совсем пропало. Учительница могла помочь советом и объясняла, как правильно преподавать грамматику, но практических советов о том, как взаимодействовать со сложным классом, я не получила.

– Какие у тебя были ожидания или, возможно, страхи по поводу школы, и оправдались ли они?

– Если честно, у меня не было никаких ожиданий. Я бы не сказала, что у меня был страх взаимодействия с детьми и преподавания в целом, но я боялась, что нам поручат работу, которой должны заниматься сами учителя, а не практиканты. Но такого не было, в основном, мы только преподавали и заполняли требующиеся документы.

– Какой момент ты бы отметила во всей своей практике? Что было особенно хорошим или что тебя впечатлило?

– Два раза в неделю мы проводили спецкурсы для четвероклассников. Когда мы приходили на занятия, мы видели, что детям нравится английский язык и что они хотят его изучать. Я тогда подумала: “Неужели есть в этой школе кто-то, кто действительно хочет учиться”. Хотелось работать так, чтобы еще больше их мотивировать: мы проводили игры, готовили презентации. К этим урокам мне по-настоящему хотелось готовиться и это мои лучшие воспоминания из школы. Мне кажется, между учителем и учениками должна присутствовать двусторонняя связь – если ученикам интересен язык, то и я стараюсь готовить материалы для них; и если мне нравится проводить с ними уроки, они, в свою очередь, дают максимальную отдачу.

 

Лена

Преподавала в школе №12 ОРТ “Мишпахтейну” (в переводе с иврита – моя семья - прим. редактора) у начальных классов

– Каково твое общее впечатление о прохождении практики?

– Мне очень понравилась школа, в которой я преподавала, она была очень хорошо оснащенной. Ее называют “еврейской” и религиозный аспект там присутствует, так что я много интересного узнала о культуре. По поводу своей учительницы, могу сказать, что она - перфекционист, что научило меня выполнять работу идеально и в быстром темпе. У меня был больше акцент на проведение внеклассных мероприятий, чем обычных занятий. Я работала с начальными классами, много бегала туда-сюда, так что моя практика прошла в режиме “турбо”. Из-за того, что учителя были перфекционистами, и школа была высокого уровня, соответственно, мое внеклассное мероприятие было необычное - его снимали с операторами для участия в межрегиональном фестивале иностранных языков.

– Расскажи подробнее о влиянии религии в школе.

– Вначале я думала, что для меня это будет проблемой, потому что я ничего не знаю про эту религию (иудаизм - прим. редактора), но в целом это чувствовалась только на классном часу: каждую пятницу первым уроком в младших классах два человека - как учителя, так и дети - читали молитвы.

– Что тебя впечатлило больше всего?

– Школа использует две программы - не только edu.tatar, но и net.school, что позволяет не загружать учителей и избавиться от бумажной волокиты. Важные вопросы они решают в чате, практически не устраивают собраний, а если что-то срочное - могут на обеде собраться и обсудить за кофе. Современная школа, которая состоит из двух корпусов для младшей и старшей школы.

 

Камиля

Преподавала в гимназии №19 у 7-8 классов

– Был ли у тебя опыт преподавания до этого?

– Да, но не в сфере иностранных языков.

– Что помогло тебе организовать свою преподавательскую деятельность? Просила ли ты совета у наставника, следовала какой-то методике или полагалась на свои знания и интуицию?

– В начале я старалась следовать своей методике, что значит давать ребятам интересные и мотивирующие уроки, а не просто “идти по учебнику”. Но после того, как моя учительница сказала, что лучше придерживаться учебника в большей степени, я начала советоваться с ней перед каждым уроком. Мне пришлось адаптироваться под методы школы и просто следовать их правилам.

– Какой момент для тебя запомнился наиболее четко? Хорошее это воспоминание или плохое?

–  На ум приходит хорошее - это последнее  воспоминание о том, как я проводила мероприятие с 8-ым классом; оно было приурочено к экологии. Меня поразило, какими подготовленными пришли ученики, что они вложили всю душу в этот проект, что они сделали на 50% больше, чем я просила. Всегда приятно работать с заинтересованными и мотивированными учениками, с теми кто, любит учиться.

– Философ Людвиг Фейербах считал, что “те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика”. Для тебя лично данный опыт опроверг или доказал что-то?

–Эта практика помогла мне понять, что преподавание – очень сложный процесс, и что я  пока не готова быть учителем в школе. По моему мнению, учителем не становятся, им рождаются. Это особый дар, талант даже, возможно. Дело не в том, усваивают ли школьники твои уроки, а в том, какие ощущения ты, как учитель, испытываешь. И если преподавание не приносит удовольствия, если человек не живет этим, - даже если получается у него хорошо, - значит, он не был рожден учителем. Можно владеть английским языком и методикой преподавания на высоком уровне, но самое главное - это искра и любовь к детям.

 

Лейсан

проходила практику в 102 гимназии у 8-го класса

– Какие ожидания у тебя были касательно педагогической практики?

– От практики я ожидала все, что возможно и невозможно. Еще до начала практики я очень боялась и переживала: я думала, что не смогу найти подход к детям, или объяснить какую-нибудь тему. Когда я пришла в гимназию, у меня было очень много смешанных впечатлений, в основном положительных, так как я вспомнила как сама училась в школе, а теперь я уже сама  в качестве учителя стою перед школьниками. На пассивной практике все проходило хорошо: я наблюдала за детьми, как учитель проводит уроки английского языка и общается с обучаемыми. На второй неделе, после 2х дней пассивной практики, у меня началась активная практика - и я сама должна была провести свой первый урок.

– Как ты готовилась к уроку? Какие мысли у тебя были на тот момент?

– За день до этого я готовилась, представляла как будет проходить мой первый урок и мне очень было страшно, что я все испорчу. Когда же я провела его, я, честно говоря, была недовольна собой, потому что очень сильно нервничала.  Однако, я бы отметила тот факт, что я чувствовала искренность и поддержку учеников. Я видела, как они меня поддерживают и относятся ко мне с уважением. Потом после первого урока, я уже не нервничала, и просто проводила уроки с удовольствием. Ученики довольно много работали на уроках, а тех, кто были менее активен, я старалась также вовлечь в учебный процесс.

– Какие у тебя остались впечатления о прошедшей педагогической практике?

– Я думаю, что мне удалось все-таки найти общий язык с учениками, и я очень рада, что мне выпала возможность преподавать в таком замечательном классе как 8Д. Думаю, я смело могу сказать, что у меня от практики остались по большей части положительные впечатления.

Карина

Преподавала в гимназии №12 у 6х и 3х классов.

– Расскажи, пожалуйста, о своих впечатлениях от практики.

– Практика прошла довольно хорошо. Единственное, чем 12 гимназия отличалась от других школ, так это тем, что в ней учатся только девочки. Я бы хотела отметить, что одним из преподавателей был турок. Его уроки проходят полностью на английском языке.

– Чего ты ждала от практики, и оправдались ли твои ожидания?

– Как и многие, единственное, чего я ожидала от практики, это понять “мое” ли это дело, преподавание.  Так как до этого я занималась репетиторством всего пару раз, мне практика помогла понять, что мне это нравится. Единственный теперь вопрос, который у меня остался — это где я буду работать. Если честно, я не уверена, что хотела бы продолжать преподавание именно в школе. Я поняла, что мне хочется общаться со сверстниками и взрослыми людьми, чтобы была возможность выдвигать свою точку зрения. Чаще всего, школа - это обучение самому языку, а я бы хотела видеть, что ученики его применяют, а не просто учат слова и пересказывают тексты. Потому что мы учим языки ради того, чтобы общаться с людьми.

– Многие думают, что благодаря раздельному обучению успеваемость и поведение сразу станут лучше. Как ты думаешь, влияет ли раздельное обучение на это?

– Довольно-таки каверзный вопрос, потому что у меня на это две точки зрения. С педагогической точки зрения, возможно, раздельное обучение лучше, потому что при нем нет отвлекающих факторов. Я сама училась в гимназии для девочек в начальной школе, а потом, с пятого класса,  нам добавили мальчиков. Но с точки зрения родителей или психологов, раздельное обучение — это, наоборот, плохо. Как показывает опыт, те, кто обучались в раздельной школе, чаще всего хуже взаимодействуют с противоположным полом. Они будто бы заново учатся общаться с непонятным им субъектом. Все-таки я больше склоняюсь ко второму мнению, потому что социальный аспект является наиболее важным в жизни.

– Какие советы ты бы дала студентам, которые будут проходить практику в следующем году?

– Я советую студентам, у которых нет опыта в преподавании, проводить больше уроков. Потому как за один урок вы ничего не поймете. Для того, чтобы хорошо понять и оценить ситуацию относительно школы и учащихся, нужно провести хотя бы уроков пять, как минимум. И тогда вы поймете, нравится ли вам  преподавание или нет. Если же вы провели только несколько занятий, во время которых сильно нервничали, то, естественно, в итоге скажете: «Ой, нет, это не мое». 

– А ты планируешь потом идти в школу работать? Появилось ли желание или стала уверена, что не пойдёшь?

– Думаю, я поработаю в школе год или два. Также я планирую поступить в магистратуру и параллельно работать. В таком случае я могу попробовать взять минимальное нагрузку и преподавать в удобном для меня режиме, при этом не теряя свои навыки.

Нужно отметить, что каждой студентке было чем поделиться, и каждая приобрела уникальный опыт. Практиканты на целый месяц вернулись в знакомую им атмосферу, но с совершенно другими обязанностями. Для исполнения роли учителей студентам потребовалось проявить находчивость, исполнительность и эмпатию, а кому-то - даже переступить через свои страхи. Мы уверены, что каждая студентка смогла привнести что-то оригинальное и полезное в слаженный процесс образования в школах, и надеемся, что каждая из них приобрела что-то для себя и осознала то, что познается только на практике.

 

 

 Источник информации: Попкова Анна, Бакиева Эльвира (гр.10.1-706)