17 марта 2021
В КФУ дан старт работе II этапа Международной исторической школы для иностранных студентов

Модераторами и спикерами II этапа Международной исторической школы для иностранных студентов стали ведущие ученые, представители академического сообщества России. Спикеры выступят с открытыми лекциями и станут кураторами проектной деятельности в рамках школы.

«Тема II этапа Международной исторической школы для иностранных студентов – «Россия и мир». Не секрет, что в силу своего уникального географического положения наша страна занимает особое место между Западом и Востоком. Экономический и научный потенциал России делает ее непременным участником глобальной политики, - подчеркнул в привественном обращении к участникам школы председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. – В статусе постоянного члена Совета Безопасности ООН наша страна несет особую ответственность за поддержание мира, вносит весомый вклад в решение сложнейших проблем, стоящих сегодня перед всем человечеством. В России хорошо знают: чтобы снизить риски при принятии серьезных решений, повысить их качество, необходимо изучать историю. Поэтому Российское историческое общество придает особое значение таким просветительским проектам, как эта школа».

Вопросы, которые будут подниматься с 17 по 21 марта в формате лекций и дискуссий, охватывают взаимодействие России со всеми континентами через призму истории. «СССР и «Третий мир» во второй половине XX века», «Россия и Скандинавия: революция и эволюция государств при создании всеобщего благоденствия в XX веке», «Интересы России в Восточной Азии», «Россия и Черная Африка в XX веке», «Россия и страны Каспийского региона», «СССР и Германия: от договоренности к конфронтации», «Стратегия «отбрасывания»: от Рейгана к Трампу и Байдену», «Россия лицом к Китаю: национальные ценности, отношение к прошлому, взгляд в будущее» - вот лишь часть тем, которые предстоит рассмотреть участникам школы.

«Уверен, что восприятие российской науки как неотъемлемого элемента глобальной исследовательской традиции поможет участникам школы осознать, что российскую культуру, российское государство, российский народ невозможно представить вне мирового сообщества, где именно многообразие стало залогом единства, - отметил заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев. – В этом смысле тематика школы находится в тренде проблематики общественных наук и имеет перспективу дальнейшего развития в части фундаментальных исследований и прикладного применения».

Разумеется, сугубо политическими и экономическими аспектами организаторы и спикеры школы не ограничатся. В круг внимания попадут и культурные аспекты взаимоотношений различных народов и их развития. Лекторы расскажут студентам о русских и русскоязычных диаспорах на постсоветском пространстве, нюансах развития отечественного финно-угроведения на протяжении трех веков, месте Елабуги в историко-культурном пространстве России. Будут затронуты и религиозные аспекты взаимодействия: на площадке школы поговорят о Православной Церкви в России в XX веке перед вызовом секуляризма, а также об исламе во Франции и французском исламе.

«История сегодня находится на авансцене общественной жизни во всех уголках мира. Идут острые дискуссии, столкновения точек зрения. Я даже не припомню, чтобы в такой степени история включалась в современный международный политический контекст, обозначил сопредседатель Российского исторического общества, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, председатель Национального комитета российских историков Александр Чубарьян. – И в этой общей гамме проблем, есть та, которая объединила нас в рамках школы – «Россия и мир». Место и роль России в мире – эта тема постоянных дискуссий в разных странах. Есть ученые, есть общественные деятели, простые граждане, которые прекрасно понимают роль и значение нашей страны для мира, мировой истории, политики. Но есть и довольно влиятельные круги, средства массовой информации, которые пытаются принизить роль России, исказить ее, представить ее в агрессивном духе. Это все придает актуальность работе школы».

В этом отношении особое внимание, конечно, будет уделено вновь тематике Второй мировой войны, как в историческом, так и в культурном аспектах. Пройдут лекции на такие темы, как «Историческая память о Второй мировой войне в России и мире», «Русская эмиграция и европейское сопротивление в годы Второй мировой войны», «Политика памяти о Холокосте и нацистском оккупационном режиме в современной России» и состоится семинар на тему «Боль и Слава: Вторая мировая война в культуре второй половины XX-XXI вв.». Подниматься будут и сугубо научные темы: современные методы источниковедения истории России и опыт исследования и музейной презентации.

«Хотел бы поблагодарить Министерство науки и высшего образования России, Российскую академию образования, Общественную палату Российской Федерации, Российское историческое общество за высокую честь проведения II этапа Международной исторической школы на древней Елабужской земле, овеянной тысячелетней историей и обладающей уникальным наследием, вобравшим в себя культурное достояние тюркских, славянских и финно-угорских народов нашего края, - отметил ректор КФУ Ильшат Гафуров. – Казанский университет изначально формировался на принципах, заложенных Вильгельмом Гумбольдтом, прежде всего, как сообщество исследователей. Исторически он представлял собой образец интернационального сообщества ученых».

И сегодня взаимодействию с иностранными учеными в КФУ уделяется особое внимание. Поэтому одним из важных акцентов в работе школы делается на проектную деятельность российских и иностранных студентов под руководством ведущих ученых России. Здесь темы выглядят тоже крайне интересно: роль российских и советских ученых в борьбе с эпидемиями и пандемиями в XlX-XXI веков, вклад России в развитие научной мысли в эпоху научно-технического прогресса, освоение космоса от Циолковского до Маска, русская культура как часть мировой культуры в XIX-XX веках и Россия в системе глобальной безопасности в XXI веке.

«События последних трех десятилетий и задачи созидания новой России поставили наше общество перед необходимостью формирования новой российской идентичности в окружающем нас мире. История и культура должны несомненно стать опорой этого процесса, способной постоянно напоминать о целостности и значении России как одной из определяющих сил мирового развития и международных отношений, - подчеркнула Ильшат Гафуров. – Именно поэтому важно понимать суть международных процессов, их исторические корни, видеть причины эволюции международных систем».

Весомый вклад в формирование этой новой идентичности вносит и Казанский федеральный университет. С момента основания и до сегодняшнего дня изучение истории и культуры народов России и мира в университете уделяется особое внимание. Действующие на базе КФУ гуманитарные подразделения, и в первую очередь Институт международных отношений готовят высококвалифицированных специалистов в области международных отношений. Значительный упор при обучении студентов делается на изучение как на европейских, так и восточных языков. Уделяется внимание истории, современному положению, культуре и экономике зарубежных стран.

В процессе развития стратегического партнерства и сетевого взаимодействия, научными центрами и организациями Европы, Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Ближнего Востока налаживаются не только экономические связи, но также происходит диалог культур. Расширение сотрудничества Казанского университета со странами Ближнего Зарубежья, государствами Европы, Среднего и Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона способствует формированию за рубежом адекватного восприятия истории и культуры России, ее роли в политических и экономических процессах. В свою очередь, привлечение иностранных специалистов, имеющих опыт работы в ведущих университетах и научных центрах позволяет обеспечить диалог цивилизаций, воспитать толерантное отношение к ценностям других народов.

В завершение отметим, что современное положение дел в рамках школы также будет рассматриваться: во внимание будут взяты историческая политика в современной России XXI века, а также роль и место России в сохранении Всемирного культурного наследия.

С приветственными словами к участникам школы сегодня также обратились директор Института российской истории Российской академии наук Юрий Петров, президент Российского государственного гуманитарного университета, председатель Российского общества историков-архивистов Ефим Пивовар, генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова, директор-основатель Института по изучению последствий войн им. Л. Больцмана (Австрия) Штефан Карнер, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив, член Высшего совета партии «Единая Россия», советник Международного информационного агентства «Россия сегодня» Вероника Крашенинникова, профессор университета Бари (Италия) Антонио де Робертис.

Источник информации: Алина Искандерова