18 марта 2021
Ведущие ученые-историки России читают лекции в Елабужском институте

В Елабужском институте Казанского федерального университета стартовали лекции ведущих ученых и специалистов в области исторической науки. Они проходят в рамках II этапа Международной исторической школы «Россия и мир», организованной Российским историческим обществом и КФУ.

В школе очно принимают участие 100 иностранных студентов из 36 стран, более 5000 обучающихся подключаются в режиме «онлайн».

В первый день иностранные студенты прослушали семь лекций, начали работу над проектами в группах, посетили музеи института.

Лекция директора С.-Петербургского Института истории РАН Алексея Сиренова была посвящена современным методам источниковедения истории России.

«Недостаток источников может привести к неточностям в исследовании. Одна из проблем современного образования – студенты не горят желанием заниматься черновой архивной работой, хотя она способствует лучшему пониманию материала и нахождению иных контекстов», – подчеркнул А.Сиренов.

Директор Института всеобщей истории РАН Михаил Липкин прочел онлайн-лекцию «СССР и Третий мир во второй половине XX века». Спикер рассказал, как Советский Союз влиял на политику стран Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии. В качестве примеров лектор привел интеграцию Восточного блока и создание Совета экономической взаимопомощи.

Как развивались отношения СССР и стран Африки, рассказал главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Балезин. Лекция «Россия и Черная Африка в XX веке» началась с исторической справки о первых русских переселенцах, вкладе Н.Гумилева в изучение континента. Спикер рассказал о создании политических организаций, университетов и СМИ на территории Южной Африки.

Генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова провела лекцию «История современности. Опыт исследования и музейной презентации». Спикер рассказала, как организована работа музея. Особенность комплекса – сочетание подлинных музейных объектов и интерактивных технологий.  В 14 интерактивных киосках добавлено более 10 тысяч уникальных плакатов, видео-, аудиохроники.

«Важно доносить события истории до людей максимально объективно. Необходимо использовать проверенные источники, давать факты», – отметила И.Великанова.

Лекцию «Русские и русскоязычные диаспоры на постсоветском пространстве. Вопросы идентичности (на примере Приднестровья, Гагаузии и Донбасса)» прочел для студентов заместитель генерального директора Музея современной истории России Никита Аникин.

Профессор кафедры отечественной и всеобщей истории ЕИ КФУ Инга Маслова посвятила лекцию Елабуге в историко-культурном пространстве России. Лектор продемонстрировала значение провинциальных городов, их роль в истории развития России. В выступлении спикер опиралась на макро- и микроподходы к изучению исторической науки.

Ректор ГАУГН Денис Фомин-Нилов осветил сложную тему «Россия и Скандинавия: революции и эволюции при создании государств всеобщего благоденствия в ХХ веке». Спикер сопоставил два «ярких полюса» развития социал-демократического движения на примере «уникального социального эксперимента».

«Идеология и мечта о социализме появилась в конце XIX века в противовес капитализму, где "человек человеку волк". Это мечта об обществе, где не будет сверхбогатых, сверхбедных, все будут обеспечены едой, жильем, все в равной степени счастливы. Государство всеобщего благоденствия – рай на земле. Как этого добиться?» – поставил вопрос перед аудиторией спикер.

Иностранные студенты смогли познакомиться и с историей Елабужского института, посетив музейный комплекс.

«Лекции информативные и разнообразные, наши ожидания в целом оправдываются. Я надеюсь углубить знания по истории, потому что в этой науке всегда есть куда двигаться, много точек зрения», – отметил студент международно-правового факультета МГИМО Аргун Энрике.

«Это моя первая конференция в России. Очень интересно: лекции полезные, я постаралась все понять», – поделилась впечатлениями студентка Института Азии и Африки МГУ Ван Чэнь.

Первый день школы завершился проектной работой студентов. Темами проектов стали актуальные вопросы современности.

Источник информации: Центр медиакоммуникаций КФУ