Проект Российского исторического общества (РИО) и Казанского федерального университета собрал на площадке Елабужского института КФУ 100 иностранных студентов из 36 стран мира очно, около 5000 присоединятся в режиме «онлайн».
Модераторами и спикерами II этапа Международной исторической школы для иностранных студентов стали ведущие ученые, представители академического сообщества России. Спикеры выступят с открытыми лекциями и станут кураторами проектной деятельности.
«Тема II этапа Международной исторической школы – "Россия и мир". Не секрет, что в силу своего уникального географического положения наша страна занимает особое место между Западом и Востоком. Экономический и научный потенциал России делает ее непременным участником глобальной политики, – подчеркнул в приветственном обращении председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. – В статусе постоянного члена Совета Безопасности ООН наша страна несет особую ответственность за поддержание мира, вносит весомый вклад в решение сложнейших проблем, стоящих сегодня перед всем человечеством. В России хорошо знают: чтобы снизить риски при принятии серьезных решений, повысить их качество, необходимо изучать историю. Поэтому Российское историческое общество придает особое значение таким просветительским проектам, как эта школа».
Вопросы, которые будут подниматься с 17 по 21 марта в формате лекций и дискуссий, охватывают взаимодействие России со всеми континентами через призму истории.
«Уверен, что восприятие российской науки как неотъемлемого элемента глобальной исследовательской традиции поможет участникам школы осознать, что российскую культуру, государство, народ невозможно представить вне мирового сообщества, где именно многообразие стало залогом единства, – отметил заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев. – В этом смысле тематика школы находится в тренде проблематики общественных наук и имеет перспективу дальнейшего развития в части фундаментальных исследований и прикладного применения».
Только политическими и экономическими аспектами организаторы и спикеры школы не ограничатся. В круг внимания попадут и культурные аспекты взаимоотношений различных народов и их развития. Лекторы расскажут студентам о русских и русскоязычных диаспорах на постсоветском пространстве, нюансах развития отечественного финно-угроведения на протяжении трех веков, месте Елабуги в историко-культурном пространстве России. Будут затронуты и религиозные аспекты взаимодействия: на площадке школы поговорят о Православной церкви в России в XX веке перед вызовом секуляризма, а также об исламе во Франции и французском исламе.
«История сегодня находится на авансцене общественной жизни. Идут острые дискуссии, столкновения точек зрения. Я даже не припомню, чтобы в такой степени история включалась в современный международный политический контекст, – обозначил сопредседатель РИО, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, председатель Национального комитета российских историков Александр Чубарьян. – И в этой общей гамме проблем есть та, которая объединила нас в рамках школы "Россия и мир". Есть ученые, есть общественные деятели, простые граждане, которые прекрасно понимают роль и значение нашей страны для мира, мировой истории, политики. Но есть и довольно влиятельные круги, СМИ, которые пытаются принизить роль России, исказить ее, представить ее в агрессивном духе. Это все придает актуальность работе школы».
В этом отношении особое внимание, конечно, вновь будет уделено тематике Второй мировой войны. Пройдут лекции, будут подняты и сугубо научные темы: современные методы источниковедения истории России и опыт исследования и музейной презентации.
«Хотел бы поблагодарить Министерство науки и высшего образования России, Российскую академию образования, Общественную палату России, Российское историческое общество за высокую честь проведения II этапа Международной исторической школы на древней елабужской земле, овеянной тысячелетней историей и обладающей уникальным наследием, вобравшим в себя культурное достояние тюркских, славянских и финно-угорских народов нашего края, – отметил ректор КФУ Ильшат Гафуров. – Казанский университет изначально формировался на принципах, заложенных Вильгельмом Гумбольдтом, прежде всего, как сообщество исследователей. Исторически он представлял собой образец интернационального сообщества ученых».
И сегодня взаимодействию с иностранными учеными в КФУ уделяется особое внимание. Поэтому один из важных акцентов в работе школы делается на проектную деятельность российских и иностранных студентов под руководством ведущих ученых России.
«События последних трех десятилетий и задачи созидания новой России поставили наше общество перед необходимостью формирования новой российской идентичности в окружающем нас мире. История и культура должны стать опорой этого процесса, способной постоянно напоминать о целостности и значении России как одной из определяющих сил мирового развития и международных отношений, – подчеркнул Ильшат Гафуров. – Именно поэтому важно понимать суть международных процессов, их исторические корни, видеть причины эволюции международных систем».
Весомый вклад в формирование этой новой идентичности вносит и Казанский федеральный университет. Действующие на базе КФУ гуманитарные подразделения, и в первую очередь Институт международных отношений, готовят высококвалифицированных специалистов в области международных отношений. Значительный упор при обучении студентов делается на изучение как европейских, так и восточных языков. Уделяется внимание истории, современному положению, культуре и экономике зарубежных стран.
В процессе развития стратегического партнерства и сетевого взаимодействия с научными центрами и организациями Европы, Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Ближнего Востока налаживаются не только экономические связи, но также происходит диалог культур. Расширение сотрудничества Казанского университета способствует формированию за рубежом адекватного восприятия истории и культуры России, ее роли в политических и экономических процессах. В свою очередь, привлечение иностранных специалистов, имеющих опыт работы в ведущих университетах и научных центрах, позволяет обеспечить диалог цивилизаций, воспитать толерантное отношение к ценностям других народов.
Отметим, что также в рамках школы будет рассматриваться современное положение дел: во внимание будут взяты историческая политика в современной России, а также роль и место России в сохранении всемирного культурного наследия.
Директор Елабужского института Елена Мерзон подчеркнула важную роль международных исторических школ, поставленную президентом страны: сохранение исторической памяти и противодействие фальсификации истории.
С приветственным словом к участникам школы сегодня также обратились директор Института российской истории РАН Юрий Петров, президент РГГУ, председатель Российского общества историков-архивистов Ефим Пивовар, генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова, директор-основатель Института по изучению последствий войн им. Л.Больцмана (Австрия) Штефан Карнер, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив, член Высшего совета партии «Единая Россия», советник Международного информационного агентства «Россия сегодня» Вероника Крашенинникова, профессор Университета Бари (Италия) Антонио де Робертис.
Напомним, в сентябре 2020 года Президент России Владимир Путин поручил организовать проведение ежегодных международных исторических школ. Проект Российского исторического общества и Казанского федерального университета по проведению цикла международных исторических школ для иностранных студентов стартовал в декабре 2020 года и реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
I Международная историческая школа для иностранных студентов в Болгаре была посвящена теме «Вторая мировая война в историографии и в исторической памяти». Третьим этапом станет проведение Летней исторической школы для зарубежных молодых ученых.