17 марта 2021
Российско-французская конференция "Образовательное сотрудничество России и Франции в условиях пандемии: стратегия и перспективы"

12 марта под патронажем Российского союза ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов России и Франции прошла в режиме онлайн международная конференция «Образовательное сотрудничество России и Франции в условиях пандемии: стратегия и перспективы». С российской стороны выступили президент Южного федерального университета М.А.Боровская, ректор Московского государственного лингвистического университета И.А.Краева, директор Института непрерывного образования Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова Ю.В.Чичерина, директор Института международных отношений Казанского федерального университета  Р. Р. Хайрутдинов, проректор по международным связям Томского государственного университета А.Ю.Рыкун, ректор Государственного академического университета гуманитарных наук Д.В.Фомин-Нилов, первый проректор Уральского федерального университета Д.В.Бугров, руководитель Представительства Россотрудничества во Франции К.М.Волков, проректор по международному сотрудничеству Российского государственного гуманитарного университета В.И.Заботкина, советник Посольства России во Франции и Представитель Минобрнауки России во Франции К.Э.Быков, профессор кафедры теории и практики французского языка и перевода Е.Р.Поршнева, проректор по стратегическому развитию Северо-Кавказского федерального университета Н.В.Авралёв. С французской стороны выступили  советник Конференции президентов университетов Франции по международным отношениям Жан-Люк Наэль; советник по науке и технологиям Посольства Франции в России и Департамента науки, технологий и космоса Абдо Малак; профессор Университета Париж-VIII, директор программ международной магистратуры Андре Филлер.

От Высшей школы иностранных языков и перевода ИМО участие приняли преподаватели французского языка кафедры европейских языков и культур.

Модератор конференции Ефим Иосифович Пивовар,  президент Российского государственного гуманитарного университета, пригласил участников конференции к инициированию новых перспективных планов и обсудить повестку предстоящего в октябре 2021 г. Форума во Франции, выделив основные темы:

  1. Опыт работы в условиях пандемии
  2. Информационные технологии в гуманитарных дисциплинах
  3. Цифровые платформы в социально-гуманитарном познании
  4. Этические проблемы, опыт, предвосхищение событий, ложные предположения, прогнозирование
  5. Устойчивое развитие в условиях современных вызовов
  6. Междисциплинарное взаимодействие когнитивных технологий
  7. Цифровая интернационализация

Ректор МГИМО, сопредседатель форума «Трианонский диалог» А.В.Торкунов выступил с презентацией «Гуманитарное университетское знание и образование в условиях пандемии и ее последствий». В рамках конференции состоялась презентация аналитического доклада ВЦИОМ «Воздействие пандемии коронавируса на оценку текущей ситуации и на ожидания населения по дальнейшему развитию ситуации», разработанного по заказу Трианонского диалога. Был дан анализ основных положений исследования:

- в России доля переболевших COVID-19 среди окружения опрошенных – выше, чем во Франции;

- обеспокоенность пандемией среди россиян выше, чем среди французов, молодёжь как в России, так и во Франции в меньшей мере проявляет опасения;

- граждане Франции считают, что риски для здоровья от коронавируса выше, чем от гриппа, при этом молодёжь в России воспринимает COVID-19 более серьёзно, нежели французская молодёжь;

- прогнозы срока окончания эпидемии: в течение 2021-2020;

- молодые люди в России относятся к отечественной вакцине более осторожно, нежели представители старшей возрастной группы, среди французов отношение к нашей вакцине – настороженное;

- к западной вакцине российская молодёжь более лояльна, нежели молодые люди во Франции;

- российская молодёжь чаще, чем французская, оценивает российскую вакцину как безопасную;

- среди молодёжи России и Франции доля готовых привиться доступной в своей стране вакциной - одинаковая (24% и 25% соответственно), и она меньше, чем среди всех опрошенных в обеих странах.

Пандемия поставила вопрос о разработке новой педагогики. Наличие самостоятельности и горизонтальных коммуникаций университетов явилось ресурсом успешного преодоления: 20% вузов ожидали указаний от регулятора и подходили к решению проблем формально, 70% вузов перенимали лучшие практики и смогли перестроиться.

Президент Южного федерального университета Боровская М. А. в своём выступлении «Российско-французская платформа Трианонский диалог. Цифровые платформы в обучении в вузе. Опыт руководителей гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов Юга России» рассказала о гибридных формах обменов, мобильности студентов, академическом сотрудничестве, создании сетевых ресурсов с Университетом Нанта, Институтом политических наук Тулузы, исследовательским археологическим центром Финистера, Национальной высшей школой архитектуры Марселя, Университетом Бордо.

О совместных научных проектах с французскими коллегами поделились и представители МГЛУ. О новых вызовах времени, своём опыте практики по обмену и международному сотрудничеству, внесении новых объектов в список ЮНЕСКО и внесении резолюции в предстоящий форум во Франции выступил директор ИМО Хайрутдинов Р. Р.

Надо отметить, диалог конференции вошёл в новую цифровую историю, преломляясь в разных взглядах и позициях, которые привлекли внимание учёных не только России, но и Франции.

Источник информации: Галимова Р.У