20 февраля 2021
Международный онлайн-семинар "Билингвальное образование: опыт и перспективы"

18 февраля 2021 в рамках «Недели языков в ИФМК» состоялся Международный онлайн-семинар «Билингвальное образование: опыт и перспективы» (Bilingual Education: experience and perspectives”), организованный кафедрой татаристики и культуроведения. Целью онлайн-семинара был анализ мирового опыта билингвального образования, выявление наиболее перспективных тенденций в его реализации для дальнейшего эффективного развития.  

Уникальной особенностью семинара стало участие преподавателей и исследователей с нескольких континентов, представленных такими странами, как: Россия, Индия, Бразилия, Чили, Саудовская Аравия, Италия, Испания, Португалия.

Роль соорганизатора семинара была доверена представителям Педагогический колледж Партап (г.Лудиана, Индия) в лице его директора профессора Б.Сингха. Многонациональная культура Индии, где помимо двух официальных государственных языков функционируют многочисленные местные языки и диалекты, особенно близка и понятна в Республике Татарстан, где кроме двух государственных языков русского и татарского, можно услышать звучание речи других этнических групп, проживающих на этой территории.

Семинар открылся приветственным словом директора ИФМК Р.Р. Замалетдинова, затем значимость коллаборации между Россией и Индией подчеркнул директор колледжа Партап Б.Сингх.

Казанская школа билингвального образования на семинаре была представлена в ключевом докладе докт.пед.н. Салеховой Л.Л., продемонстрировавшей значительные достижения в области предметного обучения студентов-билингвов, где одной из наиболее изученных областей сегодня является обучение математике. Национальные традиции подготовки педагогических кадров для полилингвальной школы были подробно изложены в докладе профессора Педагогического колледжа Партап (Индия) Балвиндер Каур. Традиции билингвального обучения в условиях многонациональной культуры Бразилии, а также основные тенденции в их развитии, были раскрыты в докладе ментора билингвального образования Андре Хедлунд (Бразилия).

Достижения отечественной науки в области исследования различных направлений билингвального образования были представлены канд.филол.н. Горобец Е.А., докт.филол.н. Файзуллиной Н.И., канд.филол.н. Нуруллиной Г.М.

Особый интерес всех участников вызвала дискуссия, в ходе которой были заданы вопросы о фактах языковой среды и билингвального образования в целях компаративного анализа:

1.Какой второй язык является наиболее распространенным в вашей стране?

2.Какой процент людей владеет английским в совершенстве?

3.Где и когда люди учат английский?

4.Есть ли специальный учебный план для билингвального обучения?

5. Какие специальные стратегии были адаптированы для иностранцев-иммигрантов?

Среди представителей каждой страны, помимо тех, кем были представлены ключевые доклады, ответы на вопросы дали следующие участники семинара:

Мануэль Карлос Фелгейраш (Португалия), Лаура Сара Аграти (Италия), Абель Систерна (Чили), Муназза Шайкх (Саудовская Аравия), Манприт Каур (Индия).

Дискуссия позволила сравнить опыт проживания в билингвальной среде и получения образования, выделить похожие условия, такие как необходимость сохранения языковой культуры малых народов, проживающих на территории многоязычного государства, совершенствования технологий изучения неродных языков с целью интеграции в мировое социально-экономическое пространство.

Проведенное мероприятие было положительно оценено всеми его участниками и гостями, выразившими пожелания о продолжении его традиций, в ходе которых могут быть подняты другие вопросы современного образования, такие, как совершенствование педагогических технологий, качество образования для достижения целей устойчивого развития.

 

Источник информации: Каркина Светлана Владимировна