01 февраля 2021
Состоялась Итоговая научная конференция преподавателей кафедры экономики и менеджмента

28 января 2021 года на кафедре экономики и менеджмента состоялась секционная работа в рамках итоговой научной конференции преподавателей. Общее направление выступлений было связано с проблемами цифровой экономики и актуальными вопросами экономики и менеджмента.

Тематика докладов затрагивала вопросы экономики на микро- и макроуровне, государственной политики поддержки предпринимательства, проектов в области цифровой экономики, применения цифровых технологий в модернизации системы высшего образования, инновационного развития всех сфер социально-экономической жизни общества и страны, выстраивания протекционистской политики совершенствования национальной инновационной системы и всех отраслей экономики, увеличения экономической безопасности отечественных предприятий и технологий, повышения благосостояния населения, а также истории экономики.

 

Бахвалов С.Ю. Компетенции руководителя современной школы.

В докладе были рассмотрены актуальные проблемы формирования компетенций у руководителя современной школы. Непрерывно в различные сферы деятельности людей внедряются инновации. Так несколько лет назад, в нашей жизни произошла информатизация образования, тем самым создав базу для перехода на новый уровень - цифровизацию. Сегодня термин «цифровизация» можно услышать уже в повседневной жизни, а не только на научных конференциях. Как и любое другое нововведение, цифровизация работает в нескольких направлениях. Во-первых, она направлена на информатизацию системы образования. Во-вторых, автоматизирует процесс управления образованием. В-третьих, подготавливает IT-специалистов. И четвертым направлением, обозначенным в начале 2020 года, является диджитализация и преодоление системных несоответствий.

Таким образом, несомненно цифровая трансформации образовательных учреждений требует новых компетенций от руководителей, таких как знания цифровой грамотности, способность создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию.

 

Васильев В.Л. Экономическая безопасность цифрового образования

В докладе были рассмотрены актуальные вопросы экономической безопасности участников образовательного процесса в условиях цифровизации. Дело в том, что цифровая революция вместе с рядом преимуществ (снижение зависимости от материальных источников передачи знаний, отход от физического участия в педагогическом процессе, экономия затрат на обучение) характеризуется рядом новых рисков – снижение физической активности, повышение психологической зависимости от виртуальной реальности, появление новых видов цифрового мошенничества. В связи с этим возникает ряд новых задач в обеспечении экономической безопасности системы образования. На национальном уровне основным риском для системы образования является утрата ее уникальности, самобытности, самоидентификации и повышение зависимости от зарубежных источников генерации знаний. В перспективе это может привести к мощной деградации экономики страны, закреплению модели «сырьевого придатка» мировой экономики, снижению благосостояния основной массы населения, не имеющих доступа к экспорту полезных ископаемых и других ресурсов России.

 

Кузнецов М.С. Россия на пороге Четвертой промышленной революции.

Доклад был посвящен актуальному процессу развития влияния современного этапа развития науки и техники на экономику России. Промышленные революции, которые активно свершаются с начала XXI века оказывают значительное влияние на все сферы жизни человечества. Но так как эти революции связаны с высокими технологиями, то дифференция стран по развитию только усиливается. Лидеры технологического развития увеличивают разрыв с отстающими. Данное обстоятельство отразится в том числе и на социальной сфере. Высокие (наукоемкие) технологии станут доминирующим фактором экономического, социального, экологического, культурного развития. Россия в эпоху каскада промышленных революций остается с комплексом нерешенных проблем. Среди них угроза того, что образование, которое она дает своей молодежи не адекватно сложности и масштабности вызовов. Научные основы, на которых строятся индустриальные технологии, требуют не снижения уровня базовых научных знаний, а наоборот - увеличения. Система образования России должна трансформироваться в систему, способную прогнозировать мировое будущее, планировать технологическое развитие, управлять проектами и программами на стратегических направлениях с учетом множества факторов и способствовать достижению синергетических эффектов в целом всей страной.

 

Ахметшин Э.М. Стратегия трансформации университета в цифровую эпоху для эффективной интеграции в мировой инновационный процесс

Докладчик освятил актуальные вопросы цифровой трансформации университетов. Актуальность этой темы обусловлена активной цифровизацией всех социально-экономических процессов современного общества, что требует перейти к трансформации современного университета в специальную научно-образовательную площадку, генерирующую новые инновации, стартапы, прорывные технологии, способные активизировать инновационные процессы на уровне национальной экономики. В докладе были сформулированы мероприятия и предложения по трансформации современного университета в цифровой. Особое внимание было уделено автоматизации рутинных видов работ сотрудников университета для увеличения времени для творческой и научной работы. Как отметил докладчик, без такой автоматизации переход к цифровой модели университета невозможен.

 

Устюжина О.Н. Реализация проекта «Цифровая экономика» в Республике Татарстан

В докладе были отмечены актуальные проблемы развития цифровой экономики в Республике Татарстан. Особое внимание докладчик уделил результатам использования цифровых технологий во всех отраслях региональной экономики. Была рассмотрена эволюция развития автоматизированных электронных сервисов государственных услуг для населения Республики Татарстан. Также были рассмотрены основные показатели цифрового развития частных секторов экономики: службы такси, доставки еды и продовольствия, финансовые услуги, службы досуга, развлечений и передачи информации. Были рассмотрены мероприятия по снижению рисков цифрового мошенничества и повышения цифровой грамотности населения.

 

Осадчий Э.А. Значение анализа финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации на примере детского сада в современных условиях.

В докладе были рассмотрены основные показатели финансово-хозяйственной деятельности образовательной дошкольной организации. Современные условия требуют активного участия всех субъектов хозяйственной деятельности в процессе оптимизации бюджетных расходов. В этой связи актуальным становиться разработка системы финансовых показателей бюджетной организации с учетом специфики формирования ее доходов и расходов. При этом финансовые показатели должны быть взаимосвязаны с показателями педагогической деятельности образовательной организации. Это возможно сделать через исследование механизмов формирования системы стимулирования сотрудников в зависимости от результатов их деятельности и анализа доходной и расходной части образовательной организации.

 

Хусаинова С.В. Формирование управленческой культуры с учетом особенностей функционирования учреждения дополнительного образования детей.

В докладе была отмечена актуальность развития управленческой культуры в системе дополнительного образования детей. Происходящие изменения в общественной и хозяйственной жизни, повышение уровня цифровизации экономки, глобализация социально-экономических процессов, накладывает особые требования к организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования. В таких условиях каждый ребенок нуждается в особом подходе и более внимательном отношении. Зависимость от виртуальной реальности, снижение физической активности, психологические проблемы формирования личности ребенка, все это требует методической проработки педагогической и психологической деятельности в процессе работы с детьми. Кружковая работа должна стать одним из эффективных инструментов воспитания полноценной личности у ребенка.

 

Гапсаламов А.Р. Цикличность структурных изменений в системе управления промышленностью Татарской АССР.

В докладе были отмечены особенности структурных изменений в системе управления промышленностью СССР и особенностях, происходивших в Татарской АССР. Важной особенностью системы являлось командное управление практически на всем периоде существования государства. Руководство из Центра сохранялось даже в периоды относительной децентрализации системы управления. Фактически была выстроена система централизованного командного управления промышленностью, в рамках которой на разных исторических этапах доминировали тенденции централизации или, наоборот, децентрализации. Данная диалектика смены форм управления зачастую вызывалась объективными внешне- и внутриполитическими и экономическими процессами. При этом застой одной из форм приводил к снижению общеэкономических показателей, являясь тормозом роста промышленного производства.