На протяжении трех недель студенты группы 07-811 демонстрировали подготовленные ими фрагменты уроков химии в 10-11-х классах по требованиям ФГОС нового поколения с применением системно-деятельностного и практико-ориентированного подходов. Студенты использовали вариативные образовательные технологии, различные формы и методы преподавания химии в рамках дисциплины «Методика химии» (преподаватель – доцент Космодемьянская Светлана Сергеевна). В ходе такого фрагмента урока студенты группы одновременно выполняют двойную роль: как «учителя-коллеги» и как «ученики». По окончанию демонстрации фрагментов уроков студент-учитель проводит самоанализ, а его коллеги – анализ урока по требованиям ФГОС. Начиная с первого курса каждый обучающийся находится в процессе разработки собственной методики преподавания химии.
Часть студентов-учителей поделилась мыслями о том, какие педагогические приёмы были использованы в ходе фрагмента урока химии.
Маркова Ольга Евгеньевна: в ходе подготовки фрагмента урока химии была задействована основа курсовой работы – «Наставничество в обучении химии». Данное направление в социуме сейчас активно развивается, а в образовательных учреждениях высшего образования всё чаще можно встретить студентов – тьюторов: обычно это обучающиеся старших курсов, которые помогают студентам 1 курса влиться в студенческую жизнь. В представленном фрагменте урока также задействованы наставники –
«ученики 11 класса» для совместной работы с учениками 10 класса по выполнению демонстрационного химического эксперимента.
Валова Ангелина Андреевна: пишу курсовую работу на тему: «Использование метода фасилитации на уроках химии». Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на пояснение и достижение группой поставленных целей в помощь учителю. Был разработан и проведён фрагмент урока химии по методической теме с использованием групповой работы «учеников» по определенным подтемам урока. Нами была организована работа в малых группах для максимального вовлечения в учебный процесс всех «школьников». Учащимся были поставлены задачи и чёткие критерии для определения уровня выполнения заданий. Кроме того, была использована технология сотрудничества, что создало атмосферу психологического комфорта. В течение фрагмента урока использовались разнообразные формы, методы и приёмы работы, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Казакова Ангелина Игоревна: для своей курсовой работы выбрано исследование одной из наиболее популярных технологий – «World cafe» в обучении химии через обсуждение. Данная технология позволяет организовать обмен мнениями большого количества людей по важным вопросам. «World cafe» применяется для творческого проведения совещаний и конференций. Неформальная дружественная атмосфера способствует открытости при генерации идей, снимает тревожность и скованность. Многие отечественные и зарубежные педагоги используют в своей деятельности данную технологию и видят положительные результаты. На данный момент элементы данной технологии успешно используются мною на методических дисциплинах.
Закиева Регина Радиковна: в проведённом фрагменте урока «Теория строения органических соединений» использовала элементы методики ассоциативного обучения химии по теме курсовой работы. Применялась технология критического мышления при создании конкретных ассоциаций, так как в органической химии научной основой служит теория строения органических соединений Бутлерова – Кекуле – Купера. А на протяжении фрагмента урока по технологическому принципу обучения использовались в качестве базовых знаний уже полученные ранее учащимися.
Фрагмент урока химии Залетиной Юлией Римовной был проведен дистанционно через команду на платформе Teams. По состоянию здоровья студентка провела урок химии с применением подготовленных заданий, презентации и видеофрагмента химического эксперимента.
Таким образом, проведение фрагментов урока помогает студентам настроиться на прохождение предстоящей в феврале производственной (педагогической) практики в общеобразовательных учреждениях г. Казани.