07 декабря 2020
Вопреки всему: наследники Льва Толстого противостоят глобальным вызовам современного мира

4 декабря 2020 года в Институте филологии и межкультурной коммуникации КФУ состоялась IV Всероссийская научная конференция-конкурс учащихся имени Льва Толстого. Организаторы конференции приняли во внимание сложную эпидемиологическую ситуацию и впервые в истории существования конференции-конкурса провели второй заключительный этап в новом (онлайн) формате на платформе Microsoft Teams.

К участию в работе секций было заявлено 187 работ в следующих секциях:

  1. Германские и романские языки в прошлом и настоящем;
  2. Русская и зарубежная литература. Литература XVIII-XIX веков;
  3. Русская и зарубежная литература. Литература ХХ-XХI веков;
  4. Прикладная лингвистика;
  5. «Татарский язык и научный мир»;
  6. «Актуальные проблемы татарской литературы и журналистики»;
  7. «Иностранные языки и национальная культура»;
  8. «Современные проблемы искусства, дизайна и художественного образования»;
  9. «Искусствоведение»;
  10. «Информационные технологии в филологии и образовании»;
  11. «Актуальные проблемы русского языка»;
  12.  «Восток-Запад: диалог языков и культур».

Следует признать, что география участников конференции с каждым годом расширяется: Республика Коми, Башкортостан, Чувашская республика, Оренбургская, Самарская, Саратовская области, муниципальные районы Республики Татарстан (Нижнекамский, Лаишевский, Муслюмовский, Актанышский, Зеленодольский и др.) и города Москва, Казань, Нижнекамск, Набережные Челны, Альметьевск и др.

Рассмотрим своеобразие докладов, представленных на секциях.

В заседании секции «Германские и романские языки в прошлом и настоящем» рассматривались актуальные вопросы современного немецкого языкознания («Английские заимствования в современной немецкой публицистике», «Англицизмы в немецком языке современных подростков»), современного английского языкознания («Сленг английского языка в песнях XXI века»), современного французского языкознания («Использование просторечий в художественной литературе французского языка»), сравнительно-сопоставительного языкознания («Языковое воплощение концепта дружба во фразеологических единицах английского и татарского языков») и другие интересные аспекты лингвистического знания.

В работе секций «Русская и зарубежная литература. Литература ХХ-XХI веков», «Русская и зарубежная литература. Литература XVIII-XIX веков» принимали участие учащийся из школ г. Казани и ряда районов Республики Татарстан, а также из Саратовской, Самарской и Оренбургской областей.

Общий уровень представленных докладов был достаточно высоким. Многие из них основывались на достаточно солидной теоретической базе. Участники выходили на сложные теоретико-литературные проблемы. Например, соотношения плагиата и реминисцентности, специфики религиозного мышления писателей. Нужно отметить и обращение к аспектам сравнительного литературоведения. Школьники старались представить и доказать собственное видение этих проблем. Многие из них активно задавали вопросы, смело вступали в научную дискуссию, ведя ее на правильном, корректном уровне. Отдельные участники заседания привлекали интересный иллюстративный материал.

Основными недостатками докладов, которые не получили призовых мест, стали: отсутствие новизны, недостаточность аналитического подхода, знакомства с филологической литературой по теме. Кроме того, нередко бывало так, что материал презентаций находился в определенном диссонансе с докладом (материал всякой презентации должен дополнять доклад, служить визуальной формой обогащения темы доклада, а не заменой его).

На секции «Прикладная лингвистика» были представлены доклады школьников из г. Москвы, г. Казани, Самарской области, районов РТ. Активно обсуждались вопросы истории русского языка, лексикографии, психолингвистики, современных методов обучения языкам, включая создание компьютерных программ; развернулась дискуссия вокруг языка современной молодежи, особенностей общения подростков в социальных сетях.

На секции «Татарский язык и научный мир» значительный интерес у экспертов и участников конференции вызвали доклады следующих участников: Сенюхина Валерия, Гайнуллина Алия (11 класс) «Сопоставительный анализ зоонимов в татарском, русском и английском языках» (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №42» г. Казани), науч. рук. – учитель родного языка и родной литературы высшей категории Закирова Роза Рафкатовна, учитель английского языка высшей категории Сенюхина Светлана Владимировна; Салахиева Мадина (11 класс) «Затланышсыз фигыль формасы инфинитивны өйрәнгәндә килеп туган кыенлыклар» (МБОУ «Кугарчинская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского района РТ), науч. рук. – учитель родного языка и литературы высшей категории Закирова Танзиля Асатулловна; Сахибгареева Азалия (11 класс) «Философско-педагогические взгляды и деятельность Габдуллы и Мухлисы Буби» (МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче Нижнекамского района РТ), науч. рук. – учитель татарского языка и литературы высшей категории Шаймухаметова Фанзиля Мирзануровна, учитель истории и обществознания высшей кв. категории Муратова Лариса Миншаеховна.

На втором туре секции «Актуальные проблемы татарской литературы и журналистики» темы, представленные участниками, охватывали историю татарскую литературы, стили и тенденции современной литературы, историю журналистики, телевидения, публицистики. Примечательно, что 13 участников из 17 – ученики 11 класса, из них многие абитуриенты Высшей школы национального образования и культуры имени Г. Тукая ИФМК КФУ, важно, что доклады были выстроены на должном научном уровне.

На заседании секции «Иностранные языки и национальная культура» представили свои научные изыскания талантливые и эрудированные школьники, глубоко интересующиеся как вопросами изучения иностранных языков, так и проблемами сохранения и развития собственной национальной культуры: родного языка, обычаев, традиций и национального костюма. Общим знаменателем всех представленных выступлений была прочная связь и взаимовлияние филологии и различных аспектов национальной культуры.

Члены экспертного совета секции «Современные проблемы искусства, дизайна и художественного образования» отметили доклады участниц, в которых был представлен подробный анализ современного состояния искусства. Научные изыскания школьников выходили за рамки школьной программы и содержали глубокое творческое и практическое осмысление теоретического материала.

На секции «Искусствоведение» проблематика докладов отражала широкий спектр направлений: история изобразительного и музыкального искусства, просветительское движение в России, интерпретация символов и художественного языка в изобразительном искусстве и литературе, влияние музыкального и хореографического искусства на человека. Экспертный совет отметил разнообразие тем представленных докладов, хорошую подготовку, заинтересованность учащихся и высокий уровень руководства со стороны научных руководителей. Научные руководители учащихся уверены, что у каждого участника конференции, есть жажда познания, желание исследования и терпение получения ответов на свои вопросы. При подготовке к конференции учащиеся самостоятельно изучают дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, словарный запас слов, открывая для себя много нового, интересного, неизведанного. Сегодня можно с уверенностью сказать, что у них есть огромный научный потенциал. В итоге все участники согласились с тем, что конференцию надо проводить ежегодно.

В рамках работы направлений «Актуальные проблемы русского языка» и «Восток-Запад: диалог языков и культур» были представлены доклады, затрагивающие проблемы русского языка (влияние социальных сетей на устную и письменную речь учащихся, роль сленгов в социальных сетях и других сферах и т.д.), охватывающие широкий круг вопросов, связанных с сопоставлением языков и культур, с теорией и практикой перевода, интерпретацией литературных произведений, страноведческой тематикой.

Сегодня жизнь предъявляет высокие требования к жителям практически всех стран, в связи с этим содержание докладов, представленных на обсуждение экспертных советов, отражало одну из главных задач сегодняшнего общества – через лучшее понимание и сравнение особенностей научиться преодолевать трудности, возникающие при контактах, общении, а иногда и столкновении представителей разных культур, что обусловлено различием их исторического, политического и культурного развития. Все доклады вызвали значительный интерес аудитории, многие участники задавали докладчикам вопросы, уточняя различные детали и принимая активное участие в обсуждении. Стоит отметить убедительность рассуждений, эрудированность юных авторов при презентации своих научных работ, а также при ответах на вопросы и участии в дискуссиях.

Несмотря на юный возраст, участники конференции-конкурса показали глубокое знание своих тем, логично выстраивали структуру докладов, аргументированно отвечали на вопросы. У организаторов конференции-конкурса сложилось впечатление о тщательной подготовке ребят к мероприятию, серьезном отношении к исследовательской работе и о стремлении ребят продолжать творческие поиски в данном направлении.

В заключение мероприятия ребята и их научные руководители с благодарностью отметили профессионально организованную и проведенную конференцию и положительные эмоции от участия в ней. Научные руководители особо подчеркнули проявленное доброжелательное отношение к детям, искренний интерес организаторов и детей к работам, теплую и творческую атмосферу, последующий анализ докладов. Участники секций выразили признательность за предоставленную возможность поучаствовать в конференции и получить бесценный опыт, т.к. именно после таких конференций у ребят появляется желание продолжать работать и творить.

Таким образом, данного рода мероприятия, несомненно, способствуют развитию научного и творческого потенциала юного поколения, оказывают положительное воспитательное воздействие на детей, а также служат для них примером того, как организуются и проводятся научно-исследовательские форумы, конференции, саммиты высокого уровня.

Источник информации: ответственный организатор конференции-конкурса Вафина А.Х.