24 ноября Туганова Светлана Владимировна – кандидат филологических наук, доцент кафедры контрастивной лингвистики Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ провела встречу с учениками 10а класса и Мусиной Светланой Яхиевной, учителем английского языка 1 категории Татарско-русской средней общеобразовательной школы №34 г. Казани. (https://www.instagram.com/school34kazan/).
Тема встречи была посвящена Международным рейтингам высших учебных заведений. Так, в ходе встречи ребята узнали, что впервые такой рейтинг был создан в 1863 г., когда Карел Коржистка решил проанализировать высшее образование в Германии, Швейцарии, Франции, Бельгии и Англии и сравнил 13 технических институтов этих стран. Кроме того, этому вопросу было уделено огромное внимание в Великобритании. В 1900 г. А. Маклин издал книгу «Где мы можем найти лучших людей», в котором привел список университетов, ранжированных по числу выдающихся выпускников.
Однако прошло более 100 лет, прежде чем был создан первый международный рейтинг ВУЗов. Только в 2004 г. была создана первая Международная экспертная группа по ранжированию высших учебных заведений IREG (IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence), в состав которой входят 40 членов IREG, 8 из которых – из России, включая КФУ.
В основу ранжирования высших учебных заведений IREG заложены Берлинские принципы. В результате деятельности IREG в мае 2013 г. были рассмотрены и одобрены первые рейтинги, в т. ч. QS World University Rankings (2021), который и по сей день является рейтингом ведущих университетов мира, предоставляя данные для сравнения по шести универсальным критериям (by key criteria/ indicators), а также по предметным областям (by subject). Надежность QS World University Rankings не подлежит сомнению, так как он является независимым источником.
Университеты, претендующие на участие в данном ранжировании, должны соответствовать основным требованиям, предъявляемыми QS World University Rankings. Так, они должны предоставлять программы уровня бакалавриата, магистратуры и аспирантуры/докторантуры; иметь большое количество публикаций международного уровня, предлагать курсы как минимум по двум из пяти определенным областям знаний. Университеты также классифицируются по количеству студентов, возрасту ВУЗа, интенсивности исследований и охвату предметных областей.
Ученики 10А класса проявили особую заинтересованность в возможностях рейтинга, позволяющих вести точечный поиск лучшего университета по предметным областям, уровню образования и географическому расположению. Поработав с данным рейтингом, ребята – современные десятиклассники – интересующиеся такими областями знаний, как химия, физика, режиссура, общество, история и др., подобрали для себя лучшие университеты по выбранным ими направлениям, и, согласно рейтингу, эти университеты в большем числе находятся в Канаде.
Отдельное внимание было уделено и месту российских университетов в рейтинге. Было выявлено, что три российских университета отмечены отметкой 5 Stars, среди которых РУДН, МГИМО и КФУ.
Еще 20 назад у молодежи практически не было возможности сочетать учебу и работу. В настоящее время это более чем возможно. Именно требование времени является одним из основных факторов, влияющих на выбор высшего учебного заведения потенциальными студентами, ведь возможность сочетать учебу и работу позволяет им быть финансово независимыми и самодостаточными. Однако, начав поиск университета, многие абитуриенты задаются вопросом: «Где же искать наилучшие города для получения высшего образования?» Рейтинг QS Best Student Cities Ranking, международный рейтинг лучших городов для студенческой жизни, как раз предоставляет такую информацию. Например, в 2019 году в качестве лучших городов для поступления были отмечены крупнейшие города Европы, Азии и Австралии. Из российских городов самым высшим показателем обладает Москва.
В конце встречи ребята признались, что уже серьезно задумываются о выборе будущей профессии, и знакомство с поисковыми возможностями Международного рейтинга лучших университетов мира и Рейтингом лучших городов для студентов существенно поможет им с выбором ВУЗа в будущем.
Источник информации: Туганова С.В.