06 ноября 2020
Игровые дистанционные технологии: интерактивный инструмент в изучении иностранных языков

В октябре прошёл вебинар на тему «Использование дистанционных игровых технологий при обучении иностранным языкам», спикером которого выступила Марина Галеева, тьютор-преподаватель ЦРК UNIVERSUM+ ИМО. Модерировала вебинар Гульнара Галиуллина.

Сейчас, в 2020 году, на фоне острой эпидемиологической обстановки во всем мире и повсеместного перехода на дистанционное обучение тема вебинара как никогда актуальна. Как отметила спикер, в такой, казалось бы, сложной ситуации, нашлись свои плюсы – у нас появился доступ к некоторым ранее недоступным ресурсам.

К тому же игры, в том числе компьютерные и мобильные, являются неотъемлемой частью нашей жизни, её каждого этапа в той или иной мере. Как бы некоторые из нас не старались этого отрицать.

На вебинаре были даны ответы на некоторые вопросы в контексте обучения иностранному языку в онлайн-формате вопросы:

1. Что такое геймификация?

2. Как запустить геймификацию?

3. Какие существуют стереотипы о геймификации? Какие самые распространенные ошибки при применении игрового метода?

Были освещены и различия между игрой и геймификацией. Игра – это прежде всего деятельность, направленная не на результат, а на процесс. А ещё, по словам спикера, она является сценарием, который бросает нам вызов, а тема, сюжет и цели игры – это своеобразная «приманка» для участников. Геймификация же заключается не просто в использовании игр в процессе какой-либо деятельности, а в применении игровых механик, таких как очки, уровни, рейтинги и обратная связь. Кроме того, её обязательными компонентами являются: награда, которая, однако не должна быть важнее факта победы, измерение результатов и поведение участников, выраженное в повышении лояльности.

Основной смысл геймификации – это превращение скучного процесса в весёлый и увлекательный. Это создание игрового урока

«Но зачем вообще она нужна, эта ваша геймификация? Это же подходит только для детей, да и то не на всех занятиях! Нельзя же учить высшей математике с помощью детских забав!» – можете возразить вы. Тут с вами не согласятся многие учителя и даже вузовские преподаватели.

Геймификация – это универсальный инструмент для достижения практически любой образовательной цели и для любого возраста. Последнее подтверждается положительным опытом граждан серебряного возраста в изучении английского языка сиспользованием игровых технологий в УЦ «Современная филология». Марина Вячеславовна отметила, что слушатели были очень увлечены играми, которые помогли им эффективнее усвоить учебный материал.

Но чтобы игровой урок прошёл успешно, преподаватель должен уметь правильно осуществлять геймификацию. Во-первых, необходимо проработать сюжет и разработать правила игрового мира. На этом этапе преподаватель примеряет на себя роль драматурга и сказочника. Игровой мир он может придумать сам или позаимствовать его из популярного литературного произведения, фильма, сериала или игры. Во-вторых, как и для обычного урока, для игрового урока очень важна постановка чётких цели и задач. В-третьих, надо придумать «испытания» для обучающихся. Также рекомендуется использовать на таких уроках телефоны, планшеты и другие технические средства.

Конечно, не всегда игровые уроки проходят гладко. Основные ошибки, совершаемые преподавателями при использовании геймификации, могут быть следующими:

- смещение фокуса игры именно на её соревновательный элемент. Несомненно, для геймификации важна соревновательность, но не стоит забывать о сюжете игры и погружении в её сказочную атмосферу.

- геймификация каждого урока. Игры тоже могут надоесть. Для плодотворного обучения нужно чередовать деятельность и периодически возвращаться к традиционной форме уроков. К тому же, у учителя не всегда достаточно времени на постоянную подготовку игровых уроков.

- перебор с наградами. Если награды выдаются всем без исключения или победителем постоянно становится один и тот же человек, то интерес к играм может быстро сойти на нет. Чтобы избежать этого, нужно организовать игры так, чтобы победители были каждый раз разные, а главные призы выдавались только им.

В этой статье мы описали далеко не все полезные советы и инсайты, озвученные на вебинаре.

Мы планируем провести вебинар повторно. Следите за новостями на сайте!

Источник информации: УЦ Современная филология