27 октября 2020
Казанская школа сохранения и популяризации историко-культурного наследия широко известна в России и мире

В очередной раз это было отмечено на площадке XV Цивилизационного форума, посвящённого 75-летию образования ЮНЕСКО, соорганизатором которого выступил Институт международных отношений КФУ. Форум прошел в онлайн-формате в рамках Международного научного конгресса "Глобалистика - 2020: глобальный проблемы и будущее человечества и Международного научно- дипломатического конгресса "Ялтинский мир: исторический опыт и перспективы".

Со дня своего основания ЮНЕСКО стремится объединить усилия наций и народов через образование, культуру и науку. Гуманистические ценности лежат в самой основе философии и целей этой организации. Они неизменно являются ориентирами для укрепления мира и сотрудничества между народами. Эти ценности активно транслируются сегодня и в работе представителей Института международных отношений КФУ в сотрудничестве с коллегами из Академии наук Республики Татарстан, реализуемой под эгидой Фонда "Возрождение".

"Татарстан, несомненно, является позитивной моделью, своеобразной лабораторией культурного разнообразия и межкультурного диалога, ярким примером сосуществования людей разных культурных и языковых традиций, вероисповеданий и этнической принадлежности. Три республиканских памятника - Казанский Кремль, Болгары, Успенский собор и монастырь острова Свияжска включены в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, - обозначил директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов. - Более того, Казань хорошо известна в ЮНЕСКО, мировом экспертном сообществе своей «Казанской декларацией», когда в 2005 году в столице Татарстана было принято определение «Выдающейся универсальной ценности» для объектов Всемирного культурного и природного наследия".

На площадке форума вспоминали и о том, что в сентябре этого года Премьер-министр РФ Михаил Мишустин вручил председателю попечительского совета Фонда «Возрождение» Минтимеру Шариповичу Шаймиеву, ректору КФУ Ильшату Рафкатовичу Гафурову и ответственному секретарю Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорию Эдуардовичу Орджоникидзе премию Правительства РФ в области культуры за проект музеефикации Болгарского историко-археологического комплекса и острова-града Свияжск. Это тоже напрямую свидетельствует о востребованности татарстанских специалистов в проектах в области сохранения, реставрации и популяризации объектов историко-культурного наследия.

Важно подчеркнуть, что XV Цивилизационный форум стал площадкой для обсуждения проекта Всеобщей декларации ЮНЕСКО о долгосрочной стратегии диалога и партнёрства цивилизаций в сфере науки, образования, культуры и этики, а также проекта программы ЮНЕСКО "Сбережение, обогащение и передача следующим поколениям цивилизационного наследия и разнообразия".

Современный этап развития человечества характеризуется активными глобализационными процессами. Государства столкнулись с масштабными вызовами в контексте многообразия народов и культур. В XXI веке границы стали все более проницаемыми для культурных потоков, а конфликты внутри этнокультурных сообществ - все более сложными, подчеркнул Хайрутдинов. Важно и то, что с появлением новых технологий темпы глобализации ускоряются, что приводит к тому, что люди, относящиеся к разным культурам, получают больше возможностей обмениваться мнениями и идеями, лучше узнавать друг друга, знакомиться с иным образом мышления и жизни. Однако глобализация может производить и противоположное воздействие, порождая не открытость, а чувство отверженности, когда люди начинают отталкивать от себя тех, кто на них не похож, у кого иные ценности, иная культура. Это происходит, когда глобализация начинает восприниматься как угроза идентичности.

"Кризисы современности наглядно показывают, что ни одна культура, ни одна цивилизация не могут претендовать на единственно правильный путь развития. Только сохранение культурного многообразия, обеспечение разных цивилизационных стратегий могут гарантировать преодоление угроз и будущее процветание человечества. Следует заметить, что разнообразие культур является равным образом и богатством, и залогом успешного развития России", - отметил директор Института международных отношений КФУ.

В этих условиях растет признание потенциала межкультурного диалога как важнейшей предпосылки укрепления мира, уважения прав человека и содействия взаимопониманию. Принципы межкультурного диалога включены в Повестку дня 2030 по устойчивому развитию, международное десятилетие сближения культур (2013-2022 г.), утверждённых Генеральной ассамблеей ООН, а также являются краеугольным камнем в принятых Основах и Стратегии Государственной культурной политики Российской Федерации.

В то же время понимание культурного разнообразия среди всех граждан нашей страны должно быть поддержано качественным образованием, наукой, культурой, решением важнейших для духовного прогресса каждой из наций и народов России проблем этнокультурного развития. В первую очередь, это касается языковой сферы, места и роли национальных языков, а я говорю о языках народов России – в социальной, культурной и образовательной политике государства.

"Я абсолютно убежден, что создание полиллингвальных образовательных комплексов в Татарстане поможет максимально эффективно реализовать конституционные права граждан на изучение родных языков, и вместе с тем изменить взгляд на языковую и шире – гуманитарную подготовку учащихся, - считает Хайрутдинов. - Сама концепция полилингвального проекта «Адымнар – путь к знаниям и согласию» направлена на развитие и сохранение родного языка и культуры в образовательной среде, воспитание учащихся в духе этнотолерантности и цивилизационного мышления, способных быть связующим звеном в межкультурном диалоге и партнерстве. Этому, в первую очередь, способствует глубокое знание родного языка, истории и культуры своего народа (русского и татарского), международного языка общения (английского), а также целого ряда других языков".

В целом, стоит отметить, что полилингвальность как качество личности, и как тенденция современного мира является важным фактором повышения конкурентоспособности, формирования позитивной коммуникабельности, способности к жизнедеятельности в поликультурной, полиязычной среде.

Немаловажен и тот факт, что Казанский федеральный университет сегодня является единственным вузом в России, имеющим профильные образовательные программы по подготовке специалистов в области сохранения, реставрации и популяризации объектов историко-культурного наследия. Упор делается как на подготовку профессионалов в области управления объектами наследия, так и специалистов, способных поддерживать их состояние в достойном виде. Это позволило заложить  основы для передачи накопленного татарстанскими специалистами опыта и знаний новым поколениям и долгосрочного развития Казанской школы работы с наследием.

 

Источник информации: Алина Искандерова