26 октября 2020
Педагогика искусства и искусствоведение: научный взгляд на вызовы времени

23 октября 2020 года с успехом прошла IX Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия»

Конференция была организована и проведена кафедрой татаристики и культуроведения ИФМК КФУ. В конференции приняли участие ученые и преподаватели образовательных организаций стран дальнего, ближнего зарубежья (Индия, Италия, Испания, Болгария, Китай, Португалия, США, Армения, Казахстан) и России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Ялта, Махачкала, Нижний Новгород, Краснодар, Омск, Улан-Удэ, Саранск, Чебоксары, Воронеж, Пенза, Сосновый Бор и др.).

Большой интерес вызвали пленарные доклады отечественных ученых: Н.А.  Хренова, д-ра филос. наук, профессора, гл. н. с., председателя Комиссии междисциплинарного исследования художественной деятельности и член бюро Научного совета по комплексной проблеме «История мировой культуры» РАН, члена Союза кинематографистов России, члена Научной коллегии Российского культурологического общества (ФГБОУ ВО «Всероссийский Государственный  институт  кинематографии имени С.А. Герасимова», ФГБНИУ «Государственный институт  искусствознания»  Министерства культуры РФ, г. Москва, Россия) «Искусствознание как гуманитарная наука на рубеже ХХ-ХХI веков»;  А.В. Харуто, канд. техн. наук., доцента, и.о. зав. каф. музыкально-информационных технологий (ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского», г. Москва, Россия) «Компьютерный анализ звука в музыкальной науке — 25 лет развития в России»; М.В. Карасевой, д-ра иск., профессора, Заслуженного деятеля искусств РФ (ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского», г. Москва, Россия) «Музыкальное образование и цифровой мир общения»; А.С. Дриккера, д-ра культур., профессора (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Институт философии г. Санкт Петербург, Россия) «Искусство в ускорителе демократической цифровой культуры»; Н.Г. Тагильцевой, д-ра пед. наук, профессора, зав. каф. музыкального образования (ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», институт музыкального и художественного образования г. Екатеринбург, Россия) и Л.З. Цветановой-Чуруковой, д-ра пед. наук, доцента (Юго-западный университет «Н. Рилски», г. Благоевград, Болгария) «Музыкально-ритмическое развитие детей с  задержкой в умственном развитии»; З.М.  Явгильдиной, д-ра пед. наук, профессора, проректора по научной работе (ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», г. Казань, Россия) «Будущее культуры: кадровый потенциал, универсальные компетенции, цифровая трансформация»; И.А. Соловцовой, д-ра пед. наук, профессора (ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Россия) «Возможности современного искусства в решении задач духовно-нравственного воспитания», А.В. Козуляева, канд. пед. наук, генерального директора и руководителя службы перевода ООО «РуФилмс», директора Школы аудиовизуального перевода (г. Москва, Россия) и М.А. Чихановой, канд. филол. наук, доцента, зав. каф. иностранных языков (ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», г. Санкт-Петербург, Россия) «Когнитивные исследования процессов восприятия художественных произведений»; Л.П. Карпушиной, д-ра пед. наук, профессора кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия) «Реализация этнокультурного похода к художественному образованию в контексте межкультурного взаимодействия»; Н.В. Шириевой, канд. иск., доцента (ФГБОУ ВО «Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова», г. Казань, Россия) и Е.А. Дыгановой канд. пед. наук, доцента (ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Россия) «Музыкальное образование в эпоху трансгуманизма»; Л.Т. Файзрахмановой, д-ра пед. наук, доцента, Заслуженного деятеля искусств РТ (ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Россия) «Музыкальное образование в Татарстане: традиции и инновации».

В работе конференции приняли активное участие представители Партап колледжа (г. Лудхиана, Индия), с которыми кафедра татаристики и культуроведения развивает сотрудничество с 2019 года. На пленарном заседании конференции выступили Balwant Singh, ректор колледжа, PhD, профессор и Manpreet Kaur заместитель ректора колледжа, PhD, профессор с докладом на тему «Art and art education in the context of intercultural interaction (Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия»).

В 2020 году кафедра татаристики и культуроведения начала сотрудничество с учеными европейских вузов. В рамках пленарного заседания конференции с докладами выступили Laura Sara Agrati,  PhD, professor (University of Giustino Fortunato, Benevento, Italy) «Images in support of thought. The didactic function of icons in the school teaching practice of Philosophy: past and recent studies («Образное мышление. Дидактическая функция символов в практике преподавания философии: прошлое и современность»); Manuel Carlos Felgueiras, PhD, professor (Polytechnic of Porto, Porto, Portugal) «Sustainability Education: Art-based approach to improve future engineers` creative skills («Образование в области устойчивого развития: Творческий подход в развитии креативного потенциала будущих инженеров»).

Модераторами пленарного заседания конференции являлись канд. пед. наук, доцент КФУ Е.А. Дыганова и канд. пед. наук, доцент, заместитель декана по образовательной деятельности ВШНКиО им. Г. Тукая ИФМК КФУ С.В. Каркина

Программа конференции включала работу секционных заседаний. Руководство секционными заседаниями осуществляли: канд. пед. наук, доцент КФУ Н.Х. Нургаянова и ст. преп. КФУ Г.Н. Акбарова (секция «Актуальные проблемы искусствознания»), канд. пед. наук, доцент КФУ И.Ф. Камалова (секция «Информатизация в искусстве и художественном образовании»), канд. пед. наук, доцент КФУ Е.А. Дыганова (секция «Инновационные направления художественного образования»).

В завершении конференции в режиме онлайн состоялся круглый стол, где участниками была отмечена масштабность научного мероприятия, объединившего 162 исследователя; высказана благодарность руководству ИФМК КФУ и организационному комитету конференции (кафедре татаристики и культуроведения) за приглашение к участию в работе IX Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» и предоставленную возможность обсуждения актуальных проблем. При подведении итогов работы конференции были обозначены перспективы: необходимость активного сотрудничества образовательных и научных центров; интеграция искусства, педагогической науки и практики межкультурного взаимодействия в развитии художественного образования.

 

Источник информации: доцент, татаристики и культуроведения КФУ Е.А. Дыганова