17 августа 2020
Университет в малом городе: отвечая на вызовы времени

Как Елабужский институт КФУ готовит «Учителей XXI века» рассказал журнал «Актуальная педагогика» ИРО РТ

События 2020 года стали индикатором готовности мирового сообщества к нестандартным ситуациям и провели масштабный мониторинг гибкости системы образования. Учитель, способный отвечать на вызовы времени, – именно таким является главный критерий модели выпускника, которую реализуют на базе уникального университетского комплекса Елабужского института КФУ. Сегодня в него входят четыре учебных корпуса, университетская школа, Дом научной коллаборации, спортивно-оздоровительный лагерь «Буревестник», спортивный и музейные комплексы – и каждая структурная единица служит формированию компетенций, востребованных цифровой эпохой.

Старейший педагогический вуз Татарстана ведет историю с 1898 года – даты открытия Стахеевского епархиального женского училища, в котором готовили домашних учительниц. На протяжении XX века храм науки неизменно служил центром педагогического образования, выпустив более 50 тысяч учителей для школ республики и страны.

Новая веха в жизни института связана с вхождением в 2011 году в состав Казанского федерального университета. Стоит отметить, что в университете реализуются различные (классическая, распределенная и комбинированная) модели подготовки будущих учителей, использующие все преимущества и ресурсы классического университета и специализированных профильных вузов, включенных в структуру КФУ. В столице Татарстана в основном действует так называемая распределенная система, когда будущие учителя-предметники погружаются в предметную область в соответствующих институтах, а психоло-педагогический блок осваивают в Институте психологии и образования КФУ, который координирует весь процесс подготовки.

В Елабужском институте КФУ, в условиях малого города, было решено сохранить традиционную модель подготовки будущих учителей. При этом произошло мощное укрепление материально-технической базы и создание полномасштабного многоуровневого университетского комплекса, позволяющего параллельно глубоко изучать выбранный предмет и отрабатывать компетенции в учебно-научных лабораториях, на площадках собственных школ КФУ.

Именно на практикоориентированном подходе делается акцент: так, на старших курсах для студентов введен предмет по созданию собственных онлайн-курсов, записываемых в Студии цифрового образования, и каждый выпускник идет в школу с личными разработками для дистанционного образования: ведь это не временная мера, а требование информационного века. При вузе открыта университетская школа – уникальный полигон для исследований и работы с детьми, долговременного погружения в школьную среду. Кроме того, в университетский комплекс вошел центр дополнительного образования детей нового поколения, основанный на современных технологиях и передовом оборудовании – Дом научной коллаборации, в котором будущие учителя смогут трудоустроиться и совершат первые самостоятельные шаги в профессии в роли наставников.

«Я начинал свой научно-педагогический путь в 80-е годы минувшего века в качестве преподавателя физики в этом, тогда еще самостоятельном, педагогическом институте, и мне особенно приятно видеть, как он обрел новое дыхание. С 2011 года мы осуществили в Елабужский филиал значительные финансовые вливания, направленные на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, привлечение перспективных исследователей, оснащение лабораторной базы, обустройство и приобретение современных учебных корпусов и общежитий. В результате повысилась экономическая стабильность учебного заведения, выросли научные показатели и средний бал ЕГЭ поступающих. Этот филиал стал достаточно популярным среди абитуриентов, в том числе в международном аспекте. Включая в структуру филиала общеобразовательную школу, мы видим нашу задачу не только в повышении качества образовательного и воспитательного процесса в этом среднем учебном заведении, но и отработки технологии развития подобного типа школ», – отмечает ректор КФУ, академик Российской академии образования Ильшат Рафкатович Гафуров.

То, в чем большинство педвузов пока видят для себя инновации, в Елабужском институте КФУ уже стало повседневной работой, советующей статусу университета, входящего в число лидеров страны и топ-100 мирового рейтинга в предметной области «Образование».

По мнению директора Института психологии и образования КФУ Айдара Калимуллина, Елабужский институт занимает важное место в структуре педагогической системы КФУ: «Елабужский институт демонстрирует собой пример успешной трансформации провинциального вуза во все более признаваемый в стране и мире научный центр по разработке актуальных проблем подготовки учителей. Исследования его ученых публикуются в ведущих международных журналах и изданиях, представляются на самых авторитетных мировых конференциях по образованию, получают грантовую поддержку различных ведомств и фондов. Благодаря всестороннему вниманию и поддержке Елабужский институт смог за эти годы органично войти в большую и сплоченную семью Казанского федерального университета, наладить плодотворное сотрудничество с представителями его многих научных школ и сформировать свою новую репутацию – динамично развивающегося, эффективного и практикоориентированного исследовательского и образовательного центра. В служении российскому просвещению была всегда заключена его историческая миссия, нашедшая достойное продолжение в современных условиях».

Говоря о создании университетско-школьного комплекса, стоит напомнить, что в структуру КФУ уже входят два топовых лицея в Казани, куда ведется отбор одаренных ребят среднего школьного возраста. Особенность елабужской университетской школы в том, что она основывается на обычной, массовой школе, сохраняя неконкурсный контингент обучающихся. Ведь именно в таком учебном заведении предстоит работать большинству выпускников будущих учителей.

Открытие при Елабужском институте КФУ Дома научной коллаборации (ДНК) в рамках направления «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» стало возможно в рамках федерального гранта. Его выигрыш был обеспечен длительным успешным опытом вуза в реализации образовательных проектов для школьников, таких как Детский университет, клуб «Робоkids», смены «ИнтелЛето», «ЦифроЛето», «КФУмники». Все это, включая ДНК, – значимая база практического взаимодействия со школьниками будущих учителей, выступающих в роли вожатых и педагогов-наставников.

Дополнительной площадкой для формирования педагогических компетенций – коммуникабельности, креативности, кооперации, критического мышления, – выступает спортивно-оздоровительный лагерь «Буревестник». Здесь студенты проходят тренинги на лидерство, командообразование, раскрывают творческие способности, и, конечно, ежедневно занимаются спортом. Ведь учитель должен обладать крепким здоровьем, чтобы противостоять стрессам. В качестве педпрактики студенты работают в сменах «Буревестника», среди которых Летняя физико-математическая школа, IT-территория, Экологический коворкинг. При этом корпуса и лыжная база позволяют задействовать лагерь для учебы и активного отдыха не только летом, но и зимой.

Основной тренд грядущего века – непрерывность образования, необходимость учиться на протяжении всей жизни, ведь количество информации ежегодно растет по гиперболе. Елабужский институт КФУ занимается не только подготовкой будущих учителей, но и активно содействует дальнейшему росту профессионального мастерства педагогов. Так, бакалавриат дополняет магистратура, актуальными направлениями которой стали «Цифровое образование», «Инженерная педагогика», «Полилингвальное образование».

Интересным форматом повышения квалификации практикующих учителей, получившим признание в России и Татарстане, является ежегодный Международный фестиваль школьных учителей в Елабужском институте КФУ. За 10 лет педагогического форума его участниками стали около 5 тысяч педагогов страны, посетивших более 1000 мастер-классов «Учителей года» и ведущих специалистов в области образования России и зарубежья. Параллельно фестивалю для старшекурсников в «Буревестнике» организована международная Летняя педагогическая школа.

«Каким должен быть будущий учитель? Любящим детей и нашедшим свое призвание. Профессионалом, прекрасно владеющим предметом и эффективными методиками преподавания, накопившим успешный опыт практической деятельности, обладающим гибкими компетенциями, которые должен формировать у своих учеников. Интересной личностью с активной гражданской позицией. Задача учителя – не только дать знания, которые могут завтра устареть, но и научить учиться, извлекать максимум пользы из занятий разного формата, в том числе – вне школьных стен. Именно тогда мы создадим школу без репетиторов, в которую будут стремиться дети», – считает директор Елабужского института КФУ Елена Мерзон.

Источник информации: журнал «Актуальная педагогика» ИРО РТ