17 июля 2020
В Казанском федеральном университете будет разработана психологическая модель обеспечения вовлеченности студентов в учебный процесс в цифровой образовательной среде

Группа ученых Института психологии и образования Казанского федерального университета получила поддержку Российского фонда фундаментальных исследований на разработку исследовательского проекта на тему «Психологическая модель вовлеченности субъектов учебной деятельности на основе нейросетевого анализа в цифровой образовательной среде».

Поддержка была получена в рамках конкурса на лучшие проекты научных исследований «Фундаментальные проблемы возникновения и распространения коронавирусных эпидемий» в рубрике «Цифровые методы мониторинга психологического состояния общества, оценки свойств и состояний людей по текстам, аудио- и видео контенту».

Переход на формат онлайн обучения в связи с пандемией серьезным образом высветил проблему обеспечения вовлеченности студентов в учебный процесс в условиях дистанционного взаимодействия с преподавателем. Если в рамках физического соприсутствия в аудитории со студентами преподаватель может легко контролировать уровень вовлеченности и ответной реакции студентов, то в ситуации дистанта такой контроль существенным образом затруднен.

В рамках исследования совместно с компанией «Экзамус» будет разработана методика фиксации вовлеченности студентов с использованием информационно-аналитической системы цифрового мониторинга. Предполагается разработка новых алгоритмов искусственного интеллекта, построенных с учетом интеграции новых теоретически и экспериментально обоснованных маркеров вовлеченности (эмоциональные поведенческие и когнитивные реакции), позволяющих повысить точность диагностики вовлеченности в цифровой среде.

С помощью специального программного обеспечения, разрабатываемого совместно с компанией «Экзамус», преподаватель получит возможность в режиме реального времени мониторить уровень вовлеченности студентов на индивидуальном и групповом уровне в рамках лекций или семинаров и адаптировать свои занятия для обеспечения максимальной включенности учащихся. Можно будет также контролировать фактическую посещаемость занятий даже если камеры в MS Teams или Zoom отключены, поскольку видеопоток будет просматривать специальный нейросетевой алгоритм.

Исследовательский проект будет реализован в течение двух лет под руководством профессора кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования Леонида  Попова. Партнером проекта выступила компания «Экзамус», которая сегодня работает с Казанским университетом над реализацией технологий прокторинга при удаленной сдаче экзаменов.

Источник информации: Галина Хасанова