14 июля 2020
Онлайн или офлайн? Часть 2: отношение преподавателей ИСФНиМК к дистанционному обучению.

В предыдущей части мы  рассказывали о плюсах и  минусах дистанционного образования, которые отмечают студенты нашего Института. Основной вывод был таким: дистанционное образование удобно и полезно только в том случае, если по каким-то причинам недоступен традиционный формат обучения

В этот раз мы поговорили с преподавателями Института социально-философских наук и массовых коммуникаций и  узнали их профессиональное  мнение на этот счет.


Зарипова Айгуль Раисовна, доцент кафедры политологии:

«С одной стороны, дистанционное обучение  позволяет участвовать в образовательном процессе без привязки к месту. Можно находиться в любой точке мира, но при этом присутствовать на парах. Студенту и преподавателю не приходится тратить время на дорогу до университета и обратно. Дистанционное обучение дает возможность выбора удобного и комфортного места для учебы, ведь слушать лекции можно сидя на любимом диване или на лавочке в парке. Все эти удобства отразились на посещаемости студентов, которая в весенние месяцы значительно возросла. В качестве примера приведу студента, который, несмотря на серьезную травму, в условиях дистанта не пропустил ни одного практического занятия. В условиях очного оффлайн обучения это было бы для него весьма затруднительно. С другой стороны, такая свобода требует от студента высокого уровня ответственности и самодисциплины. Необходимость самостоятельного планирования времени и сдачи заданий по графику оказалась непосильной задачей для некоторых студентов. Мне, как преподавателю, в учебном процессе мешала обезличенность. Часто у ребят были проблемы с веб-камерами, поэтому на собрании в Microsoft Teams я видела фактически только аватарки студентов. Семинар представлял собой взаимодействие с котиками, енотиками, а в лучшем случае с Владимиром Лениным. Общение в собрании или в чате, к сожалению, не может заменить живого контакта со студентами, когда по глазам видна степень заинтересованности и понимания материала. Кроме того, в рамках дистанционного обучения становится затруднительным проведение занятий в формате деловых игр или круглых столов. Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности, ораторского мастерства, а именно эти качества важны для любого студента-гуманитария».


Смирнова Юлия Дмитриевна, старший преподаватель кафедры религиоведения:

«Плюсы: при желании можно посещать лекции, даже если болен, уехал или имеешь инвалидность, также  можно дать строгий лимит времени выполнения задания, а это дисциплинирует студента, можно показывать презентации на экране, рисовать и прочее. Минусы: отсутствие живой коммуникации, невозможность контролировать активность и присутствие, сложность в проведении дискуссии и обсуждений, вред здоровью и психике. Дистанционное обучение нужно вводить частично и то при желании студента и преподавателя, иначе страдает качество знаний».


Сабирова Ляйля Рашитовна, доцент кафедры национальных и глобальных медиа:

«Плюсов, если честно, у дистанционного обучения много. В том же приложении Microsoft Teams есть возможность показать презентацию, перейти по ссылке, открыть Интернет-ресурсы, посмотреть документальные фильмы, то есть  присутствует интерактив. К сожалению, в КФУ не каждая аудитория оснащена оборудованием, а в приложении  это все можно использовать. Также, благодаря дистанционному обучению, сильно выросла посещаемость студентов. Еще большой плюс – возможность  проводить занятия со спикерами из других вузов, специалистами, профессионалами, без различного рода затрат.

Минусы – нет живого общения, нет живой коммуникации. Объективно невозможно проверить знания студентов – где-то списать можно, посмотреть. К дистанционному обучению отношусь спокойно. Но я не хотела бы, чтобы мои дети учились только на дистанте. В России эта система не совсем отработана, преподаватели были вынуждены просто  закидывать заданиями студентов. Целый день за компьютером, нет движения, нет социума. Я считаю, что дистанционное обучение может существовать только в качестве дополнительноц помощи  преподавателю. Лекционные, теоретические, базовые какие-то моменты можно оставить на дистант, а практические занятия все-таки лучше проводить в аудиториях и в редакциях».


Сидоров Виктор Владимирович, доцент кафедры политологии:

«Плюсы дистанционного образования:

1. Мобильность - лекции можно смотреть везде: дома, в дороге, на отдыхе.

2. Меньше временных и финансовых затрат на перемещение.

3. Увеличение доступности консультации преподавателей.

4. Контроль честнее - цифра фиксирует все, обмануть ее можно, но чуть сложнее.

6. Глобализация и универсализация знания.

Минусы:

1. Удар по здоровью: а) Позвоночник; б) Гиподинамия. Сидеть с утра до ночи за компьютером - гарантия лишнего веса, гипертонии и атеросклероза ускоренными темпами; в) Глаза - хоть современные мониторы лучше, чем их аналоги 1995 года, все равно хорошего мало.

2. Отсутствие прямого контакта студента и преподавателя - нет энергетики, как может преподаватель вдохновить студента, заразить фанатичностью к науке, к знаниям через монитор – у преподавателя в онлайн ограничен репертуар методов.

3. Необходимость в хорошей технике, иначе  обучение превращается в пытку. Не все могут себе позволить хорошую технику, зато тетрадку с блокнотом все.

Все стремятся смотреть хорошие театральные постановки живьем, хотя можно посмотреть все, что угодно в Интернете, но все же хотят посмотреть вживую! Такая же история с онлайн-образованием, да, какую-то часть информации студент получает, но удовольствия, кайфа от процесса обучения гораздо меньше, а значит и желания учиться меньше».


Порфирьева Ирина Дмитриевна, ассистент кафедры связей с общественностью и прикладной политологии:

«К минусам можно отнести отсутствие живого контакта и эмоциональной связи со студентами, нет возможности определить вовлеченность и заинтересованность учебным процессом. Плюсы - экономия времени на сборы и транспорт, увеличение посещаемости занятий. На данный момент мне бывает тяжело находиться в онлайн 24/7. Иногда происходят сбои со связью, что замедляет процесс обучения. Задания требуют более тщательной проработки и интенсивной подготовки материала к занятиям».


Хамидов Евгений Нафисович, старший преподаватель кафедры религиоведения:

 «Плюсы - экономия времени. При отсутствии очной встречи получается реже отвлекаться на посторонние предметы разговора, и содержание лекции получается комплексным, то есть успеваешь намного больше. Но,  в этом же и минус. Нет той же «теплоты» и уюта. Нет того же взаимопонимания. И получается, что будто бы слушаешь лекцию на Ютубе. Мое отношение к дистанционке амбивалентное. Можно было бы часть времени проводить дистанционно, но очно всё-таки лучше».


Авзалова Эльмира Илгизовна, доцент кафедры политологии:

«Во время карантинных мер образовательные системы многих стран перешли на дистанционную форму обучения. Можно отметить положительные стороны нового формата обучения. Для дистанционного обучения характерна гибкость: если преподаватель ведет запись занятий, то ученики могут сами определять удобное время для занятий. Для студентов, которые совмещают работу и учебу, такие стороны дистанционного обучения, несомненно, представляют ценность. Кроме этого, онлайн-занятия дают возможность студентам обучаться в своем темпе: всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз прослушать или просмотреть видео-лекции. Еще один явный «плюс» дистанционного обучения – возможность обучаться из любой точки Земного шара, если есть подключение к сети Интернет и желание учиться.

Дистанционное образование имеет и слабые стороны. При таком формате обучения личный контакт учащихся между собой и с преподавателем минимален или полностью отсутствует, что может восприниматься обучающимися как недостаток «живого» общения. Определенные трудности могут возникнуть из-за плохого качества Интернета или нестабильной работы информационно-коммуникационных технологий. Во время дистанционного обучения преподаватели и студенты осваивают новые технологии взаимодействия и проведения занятий. Поэтому можно сказать, что дистанционное обучение - это новый опыт и стимул к развитию для участников образовательного процесса».


Как вы уже заметили, отношение преподавателей и студентов ИСФНиМК к дистанционному образованию во многом совпало. Очень радует, что основной минус, который отметили как преподаватели, так и студенты – нехватка живого общения и коммуникации. Мы очень ждем возращения традиционного формата обучения, так как сильно скучаем по нашим преподавателям и стенам родной Alma matter!

Источник информации: Васильцова Екатерина, студентка 3 курса