13 июля 2020
"Ничто на свете не кончается"

В экспозиции Музея истории Казанского университета представлена фотография необычайно красивой девушки в белом берете, студентки медицинского факультета. Это Вероника Тушнова – советская поэтесса, член Союза писателей СССР, переводчица, чья популярность пришлась на 1970-е гг. Более 20 лет ее жизни связано с нашим городом.

Родилась В.М. Тушнова 27 марта 1911 г. в Казани. Дом на Казанской улице ныне (Большой Красной), где жили Тушновы располагался на взгорье, откуда открывался прекрасный вид на Кремль. «Против дома находилась старинная каменная церковь святой Параскевы Пятницы. Из окон слева можно было видеть кремлевскую стену и здания знаменитой пересыльной тюрьмы, а справа – стены женского монастыря и высокую его колокольню. Улица шла под гору к Кремлю и далее к мельнице и была малопроезжей. Бывало, что заглядывали торговцы рыбой, овощами, зеленью, или раздавался настойчивый глухой голос старьевщика: «Шурум-бурум, старье берем!» – так описывал местность, где находился дом Тушновых, их сосед по квартире юрист Н.А. Васильев. Вспоминая детские годы, сама Вероника Тушнова писла: «Я ли это – в белом платьице, с белым голубем в руках».

Внизу, под горой, протекала река Казанка, а вблизи ее устья раскинулись пригороды – слободы. Девочка любила бывать в Адмиралтейской слободе, в доме деда Павла Христофоровича, хотя в живых его уже не застала. Ранней весной Вероника наблюдала захватывающую картину ледохода, а летом на пароходе отправлялась с родителями в Шелангу. Так Волга вошла в жизнь и судьбу Вероники Тушновой.

«Волга, Волга моя.

Всюду – ты, вечно – ты,

Сколько в жизни тобою

Расставленных вех»

Когда семья Тушновых переехала на улицу Миславского, где двор их дома соприкасался с территорией цирка. Вероника запечатлела своих друзей: клоуна, зверей, птиц. В доме жили любимые животные: кот и верный пес.

«Я люблю их. Всяких,

Холеных и грязных,

Маленьких и огромных.

Красивых и безобразных».

Отец Вероники, М.П. Тушнов, с отличием окончил Казанский ветеринарный институт. Студентом Михаил Тушнов пользовался стипендией военного ведомства, и ему пришлось идти в армию. Вернувшись в Казань, работал в Ветеринарном институте, защитил докторскую диссертацию. Стал известным ученым-микробиологом, патофизиологом, впоследствии получил звание академика Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина. Мать Вероники, Александра Георгиевна, закончила Бесстужевские курсы, хорошо рисовала, прекрасно играла на фортепиано, знала несколько языков.

Именно в годы раннего детства и юности закладывался духовный мир этой незаурядной девушки.

«Будьте великодушны,

Отдайте мое наследство,

Отдайте – мне очень нужно

Снег моего детства,

Свет моего детства

На теплых смолистах бревнах

Теплую память детства»

В ее характере соединились высокий интеллект отца, его прямота и душевная теплота матери с ее увлеченностью искусством. Вероника была остроумна, весела, благожелательна.

Она училась в одной из лучших школ г. Казани № 14 им. А.Н. Радищева, где большое внимание уделялось языкам, девочка прекрасно овладела немецким, французским. Не случайно, уже будучи студенткой, ее попросили сопровождать японского ученого (владевшего немецким) приехавшего на 125-й юбилей Казанского университета. Она так превосходно справилась со своими обязанностями, что ученый в благодарность подарил ей старинную японскую вышивку.

Преподаватель литературы, Б.Н. Скворцов, один из первых заметил одаренность девочки. Ее сочинения, как образцы, он не раз читал в классе. Стихи В. Тушновой появлялись в школьной газете, ее шутки и пародии знала вся школа. Вероника была образованна, любила и понимала музыку, неплохо пела, играла на рояле. Большим событием для казанской молодежи были приезды в город В. Маяковского – кумира молодежи того времени. А диспуты о творчестве В. Маяковского и С. Есенина оказали немалое влияние на поэзию Тушновой.

В 1928 г. В. Тушнова поступила в Казанский университет на медицинский факультет, вероятно, сказались авторитет и пожелание отца. Она слушала лекции у А.Н. Миславского, занималась в его кружке. Там же познакомилась с его учеником, будущим академиком Б.И. Лаврентьевым. Позже она встретилась с ним Москве, когда поступила в аспирантуру по нейрогистологии в Институт экспериментальной медицины. Борис Иннокентьевич был ее научным руководителем и директором института.

Университет 1920-х гг. – это большой интернациональный дом, здесь учились русские, татары, чуваши, марийцы, студенты других национальностей. Чувство интернационализма сохранилось у В.М. Тушновой на всю жизнь. Не случайно Вероника Михайловна, как переводчица, сделала столько переводов стихов поэтов Прибалтики, Кавказа, Средней Азии, Польши, Румынии, Индии. Она любила поэзию Г. Тукая и перевела немало его стихов: «Родная деревня», «Пора, вспоминаемая с грустью», «Летняя заря», «После разлуки», «Моя звезда». «Лестница» и другие.

«Стояла лестница в саду, так тяжела и высока,

Что вероятно, было в ней ступеней свыше сорока,

Хотя ступени все нужны и ни одной нельзя убрать,

Не хочет верхняя ступень себя с подругами ровнять,

- Я наверху, а вы внизу! – им говорит она горда, -

Вам нижним, жалким до меня не дотянутся никогда!

Но люди лестницу в саду перевернули, как на грех,

Была ступенька наверху, а оказалась ниже всех…»

В 1931 г. М.П. Тушнов перешел на работу во Всесоюзный институт экспериментальной медицины, и вся семья переехала в Ленинград, где Вероника окончила Первый Ленинградский медицинский институт. С 1934 г. семья жила в Москве, ее отец назначен штатным консультантом Лечебно-санитарного управления Кремля. Она училась в аспирантуре. Готовила диссертацию.

В 1938 гВ.М. Тушнова вышла замуж за врача психиатра Ю.Б. Розинского. Всерьез увлеклась живописью, писала много стихов. В 1939 г.появились ее первые стихи в печати, и родилась дочь Наташа. Она сделала окончательный выбор, подала заявление в Литературный институт им. Горького. Но началась война и в ноябре 1941 г. Вероника Михайловна вернулась в родной город Казань. Работала палатным врачом нейрохирургического госпиталя. Забыв про личные дела и планы, ее жизнь подчинилась нелегкому труду. Она остро чувствовала чужую боль, мучительно переживала человеческие страдания, боролась за каждую минуту человеческой жизни, выхаживала раненых. По воспоминаниям коллег, она слыла «главной утешительницей», могла вдохнуть веру в жизнь даже безнадежным больным. У нее была природная потребность делиться с другими – искренностью, добротой и отдавать свою любовь. Даже в эти тяжелые дни войны Вероника не переставала сочинять стихи.

«Опять идут измученные люди,

Опять носилки, костыли, бинты,

Страданье, кровь, простреленные груди

И хриплый бред палатной темноты»

(стихотворение «Октябрь 1941 г.»)

Часто ее находили пишущей в какой-нибудь маленькой комнатушке госпиталя. Привозили раненых, нужно было идти. Но если выпадало свободное время, она снова погружалась в свой поэтический мир. Раненые бойцы ласково называли ее «доктор с тетрадкой». Перед ее глазами проходили судьбы разных людей из разных городов.

«За годы войны

Побывала во всех городах,

Потому, что вот тот

Из Тбилиси, а тот из Орла,

Потому, что у этого мать

В Бухаре умерла,

Кто-то пишет в Москву,

У кого-то в Армении дочь.

И чужую тоску

Я баюкала каждую ночь»

Казанские впечатления дали жизнь целому ряду ее стихотворений: «Яблоки», «Салют», «Мать».

«Еще у входа где-то, у калитки,

Узнала верно, обо всем она,

Ей отдали нехитрые пожитки

И славные сыновьи ордена.

Потом старуха поднялась в палату,

Мне до сих пор слышны ее шаги,

И молчаливо раздала солдатам

Домашние ржаные пироги»

В 1944 г. в «Комсомольской правде» был опубликован цикл «Стихи о дочери», получивший широкое читательское признание.

Душная, безлунная

Наступила ночь.

Все о сыне думала,

А сказали: «Дочь»

Ветер стукнул форточкой,

Кисею струя.

Здравствуй, милый сверточек,

Доченька моя!

Время летит и вот первые буквы пишет мать дочери, рисует зайчика. Стихи наполнены не только материнской нежностью, но и тревогой, потому что в мир маленькой двухлетней девочки вторглась война. Она начала изучать жизнь, не зная мирного времени.

И, милой резвости полна, –

Как знать ребенку тяжесть ноши? –

Ты слово новое – «война» –

Лепечешь, хлопая в ладоши.

(стих. «Мне с каждым днем милее ты…»)

Девочка подрастала, ее интересовало все и она спрашивает: «Мама, а бывало так, что не было войны?»

«…Да, было так. И будет, будет снова

Как хорошо тогда нам станет жить!

Ты первое услышанное слово

Еще успеешь позабыть»

«…Через некоторое время я стала получать письма со штемпелем полевой почты – вспоминала Вероника. Писали их самые разные люди. Но во всех этих письмах говорилось одно: «Хорошо, что вы написали о наших детях! «Каким счастьем было для меня читать слово «наших»! Как эти незнакомые люди помогли мне на моем творческом пути!»

Ее сборник «Первая книга» вышел в 1945 г. Открывало его стихотворение, посвященное известному хирургу Н.Л. Чистякову, который получил известие о гибели сына на фронте. Это рассказ о таланте, о доброте, об отцовской утрате, о преодолении боли, об отеческом отношении к каждому солдату на операционном столе.

«Не в то ли утро, с ветром и пургой,

Когда, немного бледный и усталый,

Он паренька с раздробленной ногой

Назвал сынком, совсем не по уставу»

Герои стихотворений – коллеги по госпиталю, раненые бойцы, осиротевшие матери и дети, беженцы, фронтовики. У каждого из них своя боль и утрата. Но для автора стихов нет чужого горя.

«И я знаю, я знаю, я знаю,

Что не рана твоя болит,

Что больнее, чем рана злая,

Слово горькое – инвалид»

(стих. «Такая же, как она»)

«Война прошла, а жизнь продолжала течь со всеми своими сложностями, тревогами, противоречиями – писала в воспоминаниях В. Тушнова. Вырастало новое поколение. Я написала много стихов – удачных и неудачных, снова и снова убеждаясь, как нелегко создать что-то действительно ценное. Я ни минуты не обольщалась надеждой чему-то научить своих молодых читателей. Мне просто хотелось поделиться с ними своими размышлениями о жизни, воспоминаниями своей юности. Ведь даже у людей разных поколений есть много общего и дорогого.»

По-настоящему дарование В. Тушновой раскрылось в сборнике «Память сердца» (1958), «Второе дыхание» (1961) и особенно в сборнике «Сто часов счастья» (1968). А ее стихотворение «Не отрекаются любя» отразило судьбу многих женщин со своими жестокими «вьюгами», счастливыми и горькими минутами, верой в счастье:

«Не отрекаются любя.

Ведь жизнь кончается не завтра.

Я перестану ждать тебя,

а ты придешь совсем внезапно»

Последние годы Тушновой были трудными – тяжелая болезнь, неустроенная личная жизнь, но ее прощание с жизнью светло и мудро:

«А стоит ли уж печалиться,

Прощаясь с миром дорогим?

Ничто на свете не кончается,

Лишь поручается другим.

Другим любовь моя завещана,

В других любовь моя горька…»

Весной 1965 г. Вероника тяжело заболела и оказалась в больнице. Скончалась в Москве 7 июля 1965 г. от рака.

«Поэзия – не ряд зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились», – так определяла она суть поэтического творчества. Наверное, именно в этом секрет неувядающей популярности поэзии Вероники Тушновой, именно поэтому её поэзия будет всегда любима и глубоко понята российскими читателями. Память о ней жива, ее звезда не погасла, она горит на поэтическом небосклоне.

Автор: Мария  Хабибуллина

 

 

Источник информации: Совет ветеранов