06 июля 2020
Молодой ученый Института психологии и образования раскрыл мотивацию студентов при смешанном формате обучения

Ученым Института психологии и образования Казанского университета было проведено исследование, которое включало в себя  интервью с восьмью преподавателями университета Великобритании. Результаты показывают противоречивые взгляды участников на уровень мотивации учащихся в смешанном формате обучения.

Эффективная работа по интеграции молодых исследователей в российскую образовательную науку, которую выполняет Казанский университет, в очередной раз дала свои результаты.

Статья участницы программы «Глобальное образование», выпускницы Королевского Университета в Белфасте, научного сотрудника Научного образовательного центра педагогических исследований ИПО КФУ Ксении Завьяловой Unlocking students' motivation in the blended higher education classroom: Lecturers' perspectives  опубликована в научном журнале второго квартиля E-Learning and Digital Media.

Среди целей данного исследования, проведенного молодым ученым, были взяты два основных подхода к смешанному обучению.

 - Смешанное обучение стало актуальным международным трендом в высшей школе: большинство ученых в настоящее время практикуют различные смешанные подходы к обучению, - пояснила Ксения.  – Где-то возросла роль онлайн-обучения с несколькими личными встречами. Где-то очное обучение пополнилось онлайн-активностями и интернет-ресурсами. При этом формате важно рассмотреть и личность преподавателя как лидера. Учитывая эти вопросы, задачей исследования стало определение взглядов преподавателей вуза на мотивацию студентов в смешанном обучении и анализ влияния лидерства на мотивацию студентов.

Исследование было проведено Ксений в одном крупном британском университете.  Молодой ученый разослала  письма преподавателям с двух разных факультетов - откликнулось 8 человек: трое - с одного факультета и пятеро -  с другого.

 - Результаты соответствовали традиционным подходам к смешанному образованию. Самым распространенным подходом было онлайн-обучение с небольшим количеством «традиционных» встреч. Онлайн-элементы представляли собой, в основном, короткие лекции и онлайн-дискуссии, тем не менее, некоторые преподаватели упоминали вебинары, опросники, интеллект-карты и интерактивные игры.   Второй подход к смешанному обучении был также упомянут: традиционное обучение с онлайн-ресурсами и заданиями. Например, участники упоминали ориентирующие короткие видео, которые они записывают для студентов, различные обучающие платформы, как Padlet, а также онлайн-упражнения, такие как инфографика, дискуссии в Интернете и так далее.

В статье по-новому рассматривается теория ситуационного лидерства, способствующая ее теоретическому развитию. Ситуационный подход лидерства применим к смешанным условиям обучения и может быть эффективным мотивационным инструментом для преподавателей высшего образования, - резюмирует ученый КФУ.

 - Я пришла к выводу, что студенты зрелого возраста, как правило, достаточно мотивированы для учебы.  При этом смешанное обучение является сложной задачей для студентов бакалавриата, потому что они могут еще не знать, как обучаться.  Здесь возрастает роль лекторов. Если учащиеся умеренно компетентны, но испытывают проблемы с уверенностью в учебе, им в первую очередь необходимо благоприятное отношение от преподавателя высшего образования. Отношения между учениками и преподавателями можно укрепить, предоставив, например, личную обратную связь, активное присутствие в Интернете, видео-вебинары и личную поддержку.

Это первая попытка автора исследовать проблемы мотивации студентов в смешанном обучении.

 - Статья раскрывает некоторые стратегии лидерства для решения мотивации студентов при смешанных обучении, и это может быть полезно для практиков образования. Тем не менее, это исследование представляет собой лишь небольшое исследование, в котором участвовала только один вуз Великобритании, и, следовательно, результаты следует интерпретировать с осторожностью и не распространять на других преподавателей. Необходимо провести дополнительные исследования с большим количеством участников из разных вузов, школ и организаций, тогда связь между ситуационным лидерством и мотивацией студентов в смешанной среде станет более понятной.    

Автор статьи также отметила, что в ходе анализа данных был поднят удивительно дискуссионный вопрос об онлайн-доступности преподавателей.

- Должны ли преподаватели высшего образования полностью присутствовать в Интернете для поддержки студентов и в какой степени можно взять отпуск, не демотивируя учащихся? Думаю, что вопрос о «магическом равновесии» может быть также рассмотрен в будущих исследованиях. Закончить хочется цитатой одного из участников исследования: «Смешанное обучение не делает обучение лучше само по себе, в первую очередь, нужно быть хорошим учителем и понимать принципы преподавания, чтобы в полной мере оценить выгоды данного формата».


Источник информации: Галина Хасанова