В настоящее время активно развивается система дистанционного обучения в самых разных отраслях образования. В этом году, в связи с развернувшейся ситуацией по всему миру, Россия временно перешла из очного обучения в онлайн - формат. Школы, колледжи и ВУЗы России быстро адаптировались и стали проводить занятия на различных Интернет-площадках. Казанский федеральный университет с 19 марта объявил режим самоизоляции, и все обучение вплоть до сдачи экзаменационной сессии в этом учебном году проходило на «дистанте» на корпоративной платформе Microsoft Teams.
Можно выделить плюсы получения дистанционного образования в ВУЗе:
Интернет выделяет еще множество преимуществ, однако практика показала их несостоятельность.
Минусы дистанционного обучения в ВУЗе:
Перечисленные выше преимущества и недостатки выделяет Google. Теперь рассмотрим отношение студентов Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ к «дистанционке»:
Арина Новокрещенова, студентка 1 курса:
«Плюсы - можно просыпаться значительно позже, чем обычно, не нужно долго добираться до ВУЗа. Минусы - из-за перебоев связи информация доходит хуже; снижается продуктивность; участники конференции не всегда находятся в равных условиях; тем, кто занимается дома, мешают сожители. Дистанционное обучение мне не нравится, дистанционка – это ужасно!»
Попова Анастасия, студентка 2 курса:
«Плюсы - удобно, никуда не нужно ехать, не нужно рано вставать, можно встать за минуту до пары. Минусы - теряешь связь с внешним миром. Сам дистант мне не нравится, потому что я очень люблю живое общение и в целом Универ».
Семенова Марина, студентка 3 курса:
«Плюсов нет, одни минусы - информация хуже усваивается, постоянно технические проблемы у кого-то, у многих нет возможности приобрести технику. Я очень жду, когда начнется обучение в привычном для нас формате».
Алия Сабирова, студентка 2 курса: «Не нужно тратить деньги на дорогу и еду; параллельно можно заниматься другими делами; экзамены сдавать легче. Но очень много домашнего задания, нехватка живого общения, глаза устают. Если того будут требовать обстоятельства, то в принципе можно перетерпеть, но полностью переходить на дистанционное обучение я ни в коем случае не хочу».
Герман Макаров, студент 1 курса:
«Плюсы - не нужно долго собираться до ВУЗа, не тратится лишнее время и средства. Минусы - сильно падает качество подаваемой информации; из-за некоторых преподавателей пары просто могут пропасть, или перенестись непонятно на какое время; часто плавающее расписание. Сильно не хватает живого общения с людьми».
Эрик Сальников, студент 2 курса: «В целом, удобно, нет нужды в трате денег и времени на путь до Универа, за счёт этого вроде как появляется больше свободного времени. Сдача экзаменов становится сущим пустяком. Но полностью пропадает ощущение контакта с преподавателями, на семинарах банально не успеваешь "поднять руку" для ответа, если у тебя медленное соединение (либо вовсе на пары не попадаешь), преподаватели начинают давить домашними заданиями, в целом такой формат убивает полностью мотивацию учиться, я за три месяца дистанта чуть не стал аморфным мешком. Да, дистанционное обучение имеет потенциал, но полноценно на него переходить я бы не стал ни при каких обстоятельствах».
Дистанционное образование – вещь удобная и полезная, но исходя из отношения студентов ИСФНиМК, высшее образование таким способом стоит получать только в том случае, если по каким-то причинам недоступен традиционный формат обучения.