06 июля 2020
Онлайн или офлайн? Часть 1.

В настоящее время активно развивается система дистанционного обучения в самых разных отраслях образования. В этом году, в связи с развернувшейся ситуацией по всему миру, Россия временно перешла из очного обучения в онлайн - формат. Школы, колледжи и ВУЗы России быстро адаптировались и стали проводить занятия на различных Интернет-площадках. Казанский федеральный университет с 19 марта объявил режим самоизоляции, и все обучение вплоть до сдачи экзаменационной сессии в этом учебном году проходило на «дистанте» на корпоративной платформе Microsoft Teams.

 

Можно выделить плюсы получения дистанционного образования в ВУЗе:

  1. Индивидуальный темп обучения – скорость изучения устанавливается самим студентом  в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
  2. Независимость от географического расположения студента.
  3. Использование современных технологий – позволяет освоить навыки, необходимые в современном мире.
  4. Привычная обстановка – способствует комфортному обучению.
  5. Больше свободного времени – позволяет работать или уделять больше времени учебе.

 

Интернет выделяет еще множество преимуществ, однако практика показала их несостоятельность.

 

Минусы дистанционного обучения в ВУЗе:

  1. Отсутствие очного общения между студентами и преподавателем – нехватка коммуникации и поддержки.
  2. Необходимость наличия у студента жесткой самодисциплины.
  3. Острое ощущение недостатка практических знаний.
  4. Необходимость хорошей технической оснащенности  - не все имеют возможность иметь собственный компьютер или постоянный выход в Интернет.
  5. Отсутствие у большинства преподавателей реальной практики строить онлайн – обучение, что снижает качество занятий.
  6. Много времени уходит на техническую организацию занятия.

 

Перечисленные выше преимущества и недостатки выделяет Google. Теперь рассмотрим отношение студентов Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ к «дистанционке»:

 

Арина Новокрещенова, студентка 1 курса:

«Плюсы - можно просыпаться значительно позже, чем обычно, не нужно долго добираться до ВУЗа. Минусы - из-за перебоев связи информация доходит хуже; снижается продуктивность; участники конференции не всегда находятся в равных условиях; тем, кто занимается дома, мешают сожители. Дистанционное обучение мне не нравится, дистанционка – это ужасно!»

 

Попова Анастасия, студентка 2 курса:

«Плюсы - удобно, никуда не нужно ехать, не нужно рано вставать, можно встать за минуту до пары. Минусы - теряешь связь с внешним миром. Сам дистант мне не нравится, потому что я очень люблю живое общение и в целом Универ». 

 

Семенова Марина, студентка 3 курса:

«Плюсов нет, одни минусы - информация хуже усваивается, постоянно технические проблемы у кого-то, у многих нет возможности приобрести технику. Я очень жду, когда начнется обучение в привычном для нас формате».
 

Алия Сабирова, студентка 2 курса: «Не нужно тратить деньги на дорогу и еду; параллельно можно заниматься другими делами; экзамены сдавать легче. Но очень много домашнего задания, нехватка живого общения, глаза устают. Если того будут требовать обстоятельства, то в принципе можно перетерпеть, но полностью переходить на дистанционное обучение я ни в коем случае не хочу».

 

Герман Макаров, студент 1 курса:

«Плюсы - не нужно долго собираться до ВУЗа, не тратится лишнее время и средства. Минусы - сильно падает качество подаваемой информации; из-за некоторых преподавателей пары просто могут пропасть, или перенестись непонятно на какое время; часто плавающее расписание. Сильно не хватает живого общения с людьми».

 

Эрик Сальников, студент 2 курса: «В целом, удобно, нет нужды в трате денег и времени на путь до Универа, за счёт этого вроде как появляется больше свободного времени. Сдача экзаменов становится сущим пустяком. Но полностью пропадает ощущение контакта с преподавателями, на семинарах банально не успеваешь "поднять руку" для ответа, если у тебя медленное соединение (либо вовсе на пары не попадаешь), преподаватели начинают давить домашними заданиями, в целом такой формат убивает полностью мотивацию учиться, я за три месяца дистанта чуть не стал аморфным мешком. Да, дистанционное обучение имеет потенциал, но полноценно на него переходить я бы не стал ни при каких обстоятельствах».

 

Дистанционное образование – вещь удобная и полезная, но исходя из отношения студентов ИСФНиМК, высшее образование таким способом стоит получать только в том случае, если по каким-то причинам недоступен традиционный формат обучения.

Источник информации: Васильцова Екатерина, студентка 3 курса