16 июля 2020
Быть исследователем - управлять своей жизнью

Вопреки расхожему мнению исследовательская деятельность важна как часть обучения не только для тех, кто планирует стать ученым в будущем. Такого рода работа обеспечивает формирование компетенций, необходимых всем. Среди них – умение среди тысяч возможных с точки зрения целесообразности определить направление, в котором сейчас стоит двигаться, умение ставить цель и создавать работающий план по ее достижению, умение доводить начатое дело до конца через получение реальных результатов и в зависимости от них определять, что стоит предпринять дальше. По своей сути, научная деятельность учит человека не останавливаться в своем развитии. А постоянно меняющийся мир ставит этот навык на пьедестал – от него начинает зависеть будущее каждого. Без исключений.

Осознавая это в полной мере, преподаватели Института международных отношений уделяют научно-исследовательской жизни студентов особое внимание. Как это выглядит изнутри? Рассказывает заместитель директора ИМО КФУ по социальной и воспитательной работе Виктор Туманин.

Веер площадок

Научные результаты¸ разумеется, требуют представления своим коллегам, а в перспективе и широкой общественности. В Институте международных отношений для этого существует целый ряд инновационных площадок – созданных руками сотрудников института. Это и различные международные, всероссийские, республиканские и университетские научные конкурсы, и конференции самого разного уровня, и фестивали. Среди них – международная студенческая конференция «Россия-Китай: история и культура», международный тренинг-фестиваль «Интеллектуальные бои», Всероссийская студенческая научная конференция «Исторические типы человеческих сообществ», научно образовательный проект «Неделя зарубежного регионоведа», «Актуальные проблемы тюркологии: Россия и тюрко-мусульманский мир» и многие другие.

«Традиционным стал Всероссийский молодёжный форум «Энергия 2030. Тенденции развития мирового энергетического сектора», который проводят студенты Клуба экономической дипломатии, работающего в стенах Института международных отношений. Ежегодно проводимый форум предусматривает образовательно-теоретическую часть, а также практическую: решение кейсов в формате хакатона, - рассказал Виктор Туманин. – В рамках работы Форума “Энергия 2030” заслушиваются лучшие доклады студентов и аспирантов, организовываются встречи с представителями отраслевых компаний, круглые столы, мастер-классы. Одним из самых захватывающих событий Форума становится Игра-симуляция «Энергия 2030», в ходе которой участники погружаются в интригующий мир геополитики, межрегионального взаимодействия и международной дипломатии». 

О времена, о нравы

Огромный интерес вызывает и ежегодный городской «Фестиваль Времен», организуемый институтом, отметил Туманин. Гости фестиваля могут посетить лекции и изучить культуру и фольклор народов сквозь века. Проводятся мастер-классы, которые позволяют посетителям фестиваля лицезреть изготовление предметов быта, самим погрузиться в прошлые эпохи, прочувствовать дух времени. Кроме того, в его рамках проводится представление от театральной студии института «Все свободны», лекции от ведущих специалистов нашего Института, игра «Что? Где? Когда?», просмотр исторических документальных фильмов.

«Надо сказать, в ИМО КФУ постоянно рождаются и новые инициативы на этом направлении. Так, в прошлом году был впервые проведен научно-образовательный фестиваль «Александр Фест», охватывающий самые разные направления подготовки, реализуемые в институте: историческое, культурологическое, лингвистическое и другие. В его программу были включены научно-популярные лекции, театральные представления, квесты, брейн-ринги, конкурсы, работа академических площадок, школы перевода», - поделился Туманин.

ООН и ЮНЕСКО в шаговой доступности

Для международников же инициативой последних лет стало проведение молодежной модели ООН и молодежной модели ЮНЕСКО. Обе они собирают в стенах Института международных отношений студентов со всего мира. Так, в этом учебном году в Молодежной модели ООН приняли участие более 300 студентов из 9 стран мира и более чем 20 вузов России. В течение четырех дней ребята представляли делегатов одной из стран-участниц ООН. А в молодежная модель ЮНЕСКО в этом году приняла 100 участников из 5 стран. Она представляет собой академическое моделирование заседаний специализированного учреждения Организации Объединённых Наций ЮНЕСКО. Ее целью является ознакомление участников с современными тенденциями международных отношений на практике, обучение эффективной коммуникации для дальнейшего выдвижения обоснованных аргументов, доводов на различных этапах переговоров.

Полиглотам открыт мир

«Все без исключения студенты Института международных отношений изучают, как минимум, два иностранных языка. А потому большое внимание уделяется отработке их навыков общения и восприятия информации в формате олимпиад, - упомянул Виктор Туманин. – Так, ежегодно на площадке института проводятся всероссийские олимпиады по арабскому, корейскому, турецкому языкам, республиканский лингвистический форум «Объединяя языки и культуры», всероссийский конкурс на знание иностранных языков «Полиглот».

О вкусах не спорят – им следуют

В формате же непрерывной исследовательской работы многие студенты принимают участие в работе студенческих научных кружков – их в Институте международных отношений множество, на любой вкус. Так, например, тематика студенческого научного кружка «Глобус» посвящена современным проблемам зарубежного регионоведения и истории. На заседаниях «Глобуса» изучают 20 века во всех его ипостасях - история, политика, международные отношения, культура. Здесь выступают политики, деятели науки и культуры, зарубежные гости, интересные преподаватели. Это один из самых известных и именитых студенческих научных кружков во всем Казанском университете – в ноябре 2019 года «Глобус» стал победителем конкурса на лучший студенческий научный кружок, а также стал финалистом республиканского конкурса «Студент года» в номинации «Лучшая студенческая научная организация».

Особого внимания заслуживает и действующий уже в течение 53 лет научный семинар «Античный понедельник». Как нетрудно догадаться из названия, его заседания проходят каждый понедельник учебного года. В нем принимают участие студенты, аспиранты, преподаватели и все интересующиеся историей античности. «Античный понедельник» можно назвать научной школой, которая подготовила целый ряд антиковедов с российским и мировым именем.

Вы смотрели сериал «Игра престолов»? Понравилось? Тогда Вас заинтересует и студенческий научный кружок «Аграф». На нем наши студенты обсуждают различные проблемы истории средних веков. В том числе, во внимание берется восприятие средневековья сегодня в кинематографе, компьютерных играх, городском пространстве.

А тематикой научного кружка «Дым отечества» является изучение вопросов истории России и её ближнего зарубежья. Тех, кого объединяет интерес к этническому многообразию Земли, традиционной культуре и современным межэтническим процессам, всегда рады видеть на «Этнофоруме».

Тем же, кто заинтересуется вопросами современных международных отношений, связей России с другими глобальными игроками всегда будут рады на кружке «Интернационалист».

Действует и научный кружок «Археология», на котором студенты обсуждают научные вопросы, связанные с археологическими раскопками, исследованиями, которые на сегодняшний день крайне актуальны.

Заседания научных кружков помогают не только расширять свой кругозор, поднимая все новые темы для рассмотрения, но и учат решать ту самую первоочередную задачу, от которой сегодня фактически зависит жизнь любого человека – определять направление, требующее движения, и ставить цель. А дальше дело за малым в глобальном смысле, но колоссальным для самого человека – временем и вложенным трудом.

По всем вопросам обращайтесь к специалистам Центра профориентационной работы и международного сотрудничества:

Телефоны: +7 (843) 216-51-19, +7(929)7238372 
E-mail: http://priemkfu@yandex.ru

 

Источник информации: Алина Искандерова, фото Инны Басыровой