01 июля 2020
В КФУ создана базовая кафедра Татарского специального научно-реставрационного управления

Кафедра реставрации и сохранения историко-культурного наследия КФУ начнет свою работу с 1 сентября 2020 года.

Напомним, с 2016 года в Институте международных отношений Казанского федерального университета реализуется образовательная программа магистратуры по профилю «Реставрация историко-культурного наследия». Магистратура ориентирована на подготовку реставраторов археологических и этнографических музейных коллекций. Уникальность программы для российской действительности состоит в том, что она объединяет традиционную для России систему стажировок музейных реставраторов и современные требования к подготовке и сертификации реставраторов.

Она включает в себя масштабные теоретический и практический блоки. Практической реставрации студенты обучаются в рамках системы четырехнедельных интенсивов в каждом семестре, для проведения которых приглашаются преподаватели из ведущих реставрационных организаций Москвы и Санкт-Петербурга – Эрмитажа, Кунсткамеры, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря, Государственного научно-исследовательского института реставрации.

Кроме того, это единственная в стране программа, направленная целиком и полностью на подготовку специалистов в области реставрации именно музейных предметов, да еще и сразу по трем направлениям – реставрация металла, реставрация керамики и силикатных материалов и реставрация органических материалов.

Программа снискала признание среди ведущих российских специалистов в области реставрации, и теперь коллектив Института международных отношений выходит на новый уровень развития этого направления деятельности в стенах КФУ.

«Реализуемая магистерская программа на сегодняшний день единственная в России, направленная на комплексную подготовку специалистов в области реставрации музейных предметов с применением самых современных технологий и материалов. Создаваемая кафедра также будет первой в стране именно такой направленности. Есть в России кафедры по реставрации архитектурных объектов, в некоторых вузах в образовательные программы включены отдельные элементы по реставрации музейных предметов, но полностью специализирующаяся на этой сфере пока создана только в КФУ. Это является важным преимуществом, а поддержка руководства университета создает возможности для дальнейшей реализации образовательных проектов в этой области», - рассказал директор Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ Айрат Ситдиков.

Неудивительно, что такого рода магистерская программа востребована сегодня у абитуриентов со всей России. Такого результата удалось достичь благодаря планомерной работе по выстраиванию в КФУ системы подготовки специалистов в области культуры и искусств.

«Эта система выстраивалась постепенно на базе сразу целого ряда кафедр: кафедры всемирного культурного наследия, кафедры археологии и этнографии, кафедры отечественной истории, кафедры всеобщей истории. Их сотрудники участвуют в подготовке специалистов в области музеологии, охраны всемирного наследия, управления в сфере сохранения культурного наследия. Благодаря такому комплексному подходу обеспечивается соединение в образовании фундаментальных основ и прикладных практик. И этот же опыт лег в основу запуска нового направления деятельности – с привлечением опытных специалистов в области реставрации, - пояснил заместитель директора Института международных отношений КФУ по научной деятельности Рафаэль Валеев. – По прошествии нескольких лет успешной реализации магистерской программы вопрос о создании самостоятельной кафедры стал крайне актуален. Появление такой институциональной структуры позволит полноценно объединить потенциал наших кафедр и выйти на перспективы развития этого направления. Добавлю, что сегодня для музеев России потребность в реставраторах очень высока. Ни одна подготовка экспозиции не обходится без их участия. Достаточно вспомнить татарстанские Музей археологического дерева, Музей болгарской цивилизации, Музей истории государственности Татарстана – в работе над всеми экспозициями принимали и принимают участие реставраторы».

Что касается сотрудничества с Татарским специальным научно-реставрационным управлением, на сегодняшний день это ведущая не только в республике, но и в целом по России научная реставрационная организация, которая специализируется на объектах культурного наследия.

«Татарское специальное научно-реставрационное управление было создано в 1949 году и на протяжении всего советского периода являлось одним из крупнейших поволжских центров реставрации. Этой организации доверяют крупнейшие и важнейшие объекты, комплексные программы по возрождению памятников Болгара и Свияжска. Они работают и в целом по России на архитектурных и археологических комплексах – например, на объектах Дербента. В рамках партнерства мастерские, производственные цеха управления были предоставлены КФУ для подготовки специалистов в области реставрации объектов культурного наследия. Научным руководителем кафедры станет глава управления Юрий Егорушкин. Потенциал взаимодействия частного бизнеса с большими производственными мощностями и науки в лице университета даст очень хороший эффект. Благодаря этому, реставрационная школа Казанского университета выходит на совершенно новый профессиональный уровень», - отметил директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов.

К слову, сегодня, 1 июля, у реставраторов профессиональный праздник. Эта знаменательная дата имеет официальный статус всего 15 лет – с 2006 года. Фактический возраст торжества сопоставим с 75-ой годовщиной Великой Победы: 1 июля 1945 года для восстановления памятников, разрушенных в годы войны, в Ленинграде были образованы архитектурно-реставрационные мастерские.

«День реставратора рассматривается всегда в общем контексте сохранения историко-культурного наследия. Следует сказать, что реставрация как явление в России появилась в середине XIX века. Первоначально реставрация складывалась на основе стилевого метода: памятники восстанавливали в соответствии с канонами того или иного художественного стиля. Этот подход влек за собой изменение облика памятников. В середине же XIX века сложился метод, который получил название археологического – когда основой для реставрации стал, наконец, первоначальный облик объекта. Фотографий тогда еще не было, но существовали архивные материалы, литографии, которые помогали в работе. Именно такой подход позволил рассматривать объекты историко-культурного наследия как важные исторические источники», - рассказал Валеев.

Для Казани история развития реставрации началась тогда же – Общество истории, археологии и этнографии Императорского Казанского университета на примере работы в Болгарском городище смогло создать школу реставрации с использованием археологического метода. А в конце XIX века Императорская археологическая комиссия определила ответственным за реставрацию Успенского собора Казанский университет: нужно было выработать принципы и подходы к реставрации, которые позволили бы сохранить объект на достаточно длительный промежуток времени.

«Сегодня, опираясь на многолетние традиции, мы возродили и продолжаем развивать это направление деятельности в стенах Казанского университета. Говоря о результатах этой работы, стоит отметить, что на сайте Союза реставраторов России в рубрике «Учебные заведения» на первом месте стоит Казанский федеральный университет. Наш вуз удостоился первого места благодаря самоотверженной работе коллег и, в первую очередь, научного руководителя магистерской программы, художника-реставратора высшей категории Светланы Георгиевны Буршневой. Я бесконечно благодарен и признателен ей за то, что это направление в Казани сейчас очень динамично развивается. Также хочу поздравить всех коллег: историков, археологов, музеологов и культурологов с этим праздником. Он является общим для всех нас, поскольку историческая память и реставрация – дело сохранения наследия, вещественных артефактов – всегда идут рука об руку. И я очень рад, что это направление занимает все большее пространство в нашем институте год от года», - резюмировал Хайрутдинов.

Источник информации: Алина Искандерова, фото Инны Басыровой