19 июня 2020
Ученые КФУ участвуют в усовершенствовании концепции учебного курса по истории России

Совершенствование раздела по новейшей истории России, синхронизация курсов отечественной и всемирной истории, переход на полный линейный цикл – эти и другие составляющие проекта усовершенствования концепции учебного курса «История России» в школах стали темами обсуждения на заседании рабочей группы по подготовке этого документа. В ее состав входит председатель отделения Российского исторического общества в Казани, директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов.

Напомним, в 2013 году Российское историческое общество завершило масштабную работу над Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Этот документ лёг в основу нескольких новых линеек учебников – на сегодняшний день учебниками, соответствующими концепции, обеспечены 96, 7% обучающихся в нашей стране.

А несколько месяцев назад, как отметил в начале заседания председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, в РИО обратился министр просвещения России Сергей Кравцов с просьбой подготовить усовершенствованный вариант концепции. Работу над проектом ведет рабочая группа РИО под руководством сопредседателя Российского исторического общества, научного руководителя Института всеобщей истории РАН, председателя Ассоциации учителей истории и обществознания Александра Чубарьяна и члена Президиума Российского исторического общества, ответственного секретаря РИО, ответственного секретаря рабочей группы Андрея Петрова.


«Прошло уже шесть лет с момента принятия историко-культурного стандарта и концепции учебного курса по единой России. За это время состоялось обсуждение этих документов с учительской средой, представителями академических институтов, преподавателями системы высшей школы, выстроилась единая линейка учебников. Но, вместе с тем, было определено, что часть вопросов требует серьезного дополнения, расширения. Связано это с целым рядом сюжетов и тем, - пояснил директор ИМО КФУ Рамиль Хайрутдинов. – Дело в том, что предыдущие материалы заканчивались 90-ми годами. Теперь же мы пришли к пониманию, что необходимо осветить не только конец XX столетия, но и очень знаковые важные этапы развития современной России. И это необходимо учесть в разделе, посвященном новейшей истории нашей страны».


Кроме того, потребовали уточнения сами принципы преподавания истории России, добавил Хайрутдинов. По его словам, сейчас важно найти баланс в понимании ряда аспектов с представителями Министерства просвещения России. Есть целый ряд профильных экспертов, которые должны внести соответствующие корректировки в ранее принятые документы. Еще один аспект предстоящей работы – поиск возможности включения курса истории России в программу обучения в старших классах.


«На сегодняшний день преподавание истории России в этих классах отсутствует. Такая подготовка ведется исключительно в специализированных классах для сдачи ЕГЭ. Нужно найти возможность для того, чтобы непрерывность подготовки школьников в знании истории России была соблюдена, начиная с младшей школы и до выпускных классов, - обозначил Хайрутдинов. – Это очень важная проблема в связи с тем, что большая нагрузка падает на детей по целому ряду других дисциплин. Но нужно принять принципиальное решение о необходимости углубления гуманитарного знания для того, чтобы в воспитании школьников был необходимый стержень для сохранения исторической памяти».


Среди задач, стоящих перед рабочей группой, также совершенствование механизмов экспертизы учебно-методической литературы по истории. В первую очередь – по региональной истории. Как подчеркнул Сергей Нарышкин, они в любом случае не должны противоречить историко-культурному стандарту, и Российское историческое общество может стать площадкой для проведения такой экспертизы.

К слову, Татарстан в этом плане намного опередил другие регионы – коллектив ученых, работающий над созданием региональной линейки учебников под руководством заведующего кафедрой исторического и обществоведческого образования – базовой кафедры Института всеобщей истории РАН КФУ Раиля Фахрутдинова, привлек к этой деятельности в качестве ответственного редактора члена Президиума Российского исторического общества, директора Института российской истории РАН Юрия Петрова.

И еще одним знаковым тезисом, прозвучавшим из уст помощника Президента РФ, председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского, стало упоминание о том, что изучение истории России в школе должно в большей степени рассматриваться в контексте всемирного исторического процесса. В противном случае в головах у школьников получается "исторический винегрет" – они не соотносят, что происходило у нас, и что в это же время происходило во всем мире". По словам Мединского, изучение отечественной истории синхронно с мировой позволит лучше понять логику развития тех или иных процессов. Кроме того, такой подход позволит лучше осознать вклад, который внесла Россия в развитие мировой цивилизации.

Стоит отметить тот факт, что в прежний вариант концепции вносятся лишь точечные дополнения. Главным принципом всей работы является сохранение созданной базы, которая была разработана ранее как результат общественного консенсуса после бурных споров. Впоследствии, после всех доработок, концепции должен быть придан особый статус – она должна быть учреждена Министерством просвещения Российской Федерации, сошлись во мнении участники заседания. Сегодня работа на этом направлении уже ведется, подчеркнул заместитель Председателя Правления Российского исторического общества Андрей Петров.


«Институт международных отношений КФУ является базовой площадкой, на которой будут реализовываться предложения, в том числе, возглавляемой Александром Чубарьяном Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания. Мы хотели бы широко обсудить принимаемый документ вместе с нашим республиканским учительством. И это становится возможным благодаря активной позиции института в работе с нашими учителями, проведении специализированных республиканских и всероссийских съездов», - резюмировал директор ИМО КФУ.

Источник информации: Алина Искандерова