09 июня 2020
Каждое мгновение жизни – еще одна возможность

Неожиданная ситуация с пандемией, которая, на первый взгляд, ограничила возможности общения, дала шанс для открытия новых горизонтов взаимодействия «без границ», виз и перелетов, в научном сообществе. На VI Международном форуме по педагогическому образованию онлайн встретились ученые и преподаватели из 275 университетов разных стран, люди, неравнодушные к актуальным вопросам образования, желающие обсудить новые вызовы и технологии, новые достижения и актуальные задачи.

Уже в пятый год на Форуме российские и болгарские коллеги совместно обсуждают результаты исследований в области педагогического образования на российско-болгарском симпозиуме, который стал результатом 30-тилетнего сотрудничества кафедры педагогики Казанского университета с университетами Болгарии. За это время осуществлено множество совместных проектов: совместное участие в конференциях, совместные публикации, взаимные визиты с лекциями, семинарами и мастер-классами, как в Казанский университет болгарских коллег, так и в университеты Болгарии преподавателей нашего университета. Сегодня болгарские коллеги принимают участие не только в российско-болгарском симпозиуме, хотя название его традиционно сохранилось и в э том году, но и во многих других мероприятиях нашего Форума, а также в фестивале учителей, который ежегодно проводится в Елабужском филиале Казанского университета в августе.

Этот год не стал исключением. На российско-болгарском симпозиуме в этом году обсуждалась цифровизация высшего педагогического образования. В своем докладе «Цифровой и технологический аспект управления в образовании» профессор, доктор педагогических наук и давний друг нашего института и кафедры педагогики Вяра Гюрова представила свое исследование, проведенное с магистрантами программы «Управление в образовании» факультета образования Софийского университета имени Святого Климента Охридского. В докладе прозвучала также информация о дистанционной магистратуре. В своих выводах профессор подчеркнула, что положительным моментом столь непростой жизненной ситуации «является то, что чрезвычайное положение позволило на практике опробовать определенные стратегии и протестировать модель массового электронного обучения со всеми ее плюсами и недостатками, которые следует рассматривать как хорошую основу для построения более эффективной стратегии и практики на будущее». В симпозиуме участвовали пять болгарских коллег из разных вузов Болгарии. Интересными были спонтанные дополняющие картину цифровизации болгарского образования выступления профессора Тракийского университета Лины Йордановой и профессора Тракийского университета, директора Центра повышения квалификации учителей Гали Кожухаровой. Лина Йорданова занимается вопросом информатизации образования более 40 лет. Она рассказала о том, что Тракийский университет единственный в стране, который проводит приемную кампанию и вступительные экзамены в университет дистанционно. По поводу дистанционного педагогического образования Лина Йорданова отметила, что ни в коем случае не нужно упрощать и сокращать материал для дистанционного образования, так как обучение должно проходить в полном объеме. Кроме того, в Болгарии используется программное обеспечение, не позволяющее студентам на экзамене пользоваться дополнительными техническими устройствами для списывания.

Профессор Галя Кожухарова уже и ранее принимала участие в нашем симпозиуме. Она выразила восхищение городом и благодарность Казанскому университету за приглашение снова участвовать в нашем мероприятии. Она также рассказала о применении цифровизации в подготовке учителей и использовании тренингов для них в дистанционном образовании на платформе Google Meet, которая оказалась более удобна для проведения тренингов и конференций. Она также отметила, что радуется результату нашего сотрудничества, результатом которого также стала договоренность о перспективном совместном исследовании кафедры педагогики Института педагогики и образования, под руководством с российской стороны профессора Розы Алексеевны Валеевой, и Тракийского университета.

С российской стороны на симпозиуме прозвучало два доклада. Е.В.Асафова представила результаты совместного исследования с В.П.Зелеевой «Особенности использования онлайн-ресурсов студентами педагогической магистратуры», в котором авторы посчитали важным изучить мнения студентов о ценности и пользе цифровых образовательных ресурсов и онлайн обучения. Начинающий педагог и магистрант кафедры педагогики высшей школы Н.Е.Рытенкова самостоятельно разработала авторский дистанционный курс по культурологии и рассказала об этом интересном проекте в докладе «Цифровой ресурс как педагогическое средство развития критического мышления студентов».

Симпозиум завершился выраженной болгарскими коллегами благодарностью, что форум состоялся несмотря на такие сложные условия на высочайшем уровне, надеждой на новую встречу в мае в следующем году и на дальнейшие перспективы сотрудничества. Жизнь непредсказуема, но верим в то, самые сложные вызовы можно всегда решить совместно и в сотрудничестве. Хочется поблагодарить всех организаторов и тех, кто технически и психологически поддерживал спикеров и модераторов, а также зарубежных и российских коллег, ставших участниками VI Международного форума по педагогическому образованию.

Источник информации: Вера Петровна Зелеева