В истории Казанского университета, богатой славными именами, есть и имя доктора исторических наук, заслуженного профессора Миркасыма Абдулахатовича Усманова. В последний день мая исполнилось 86 лет со дня его рождения. Грустно, что пройден рубеж, когда воспоминания ожидаемы и востребованы. Время от времени эта утрата отдается щемящей болью в сердцах тех, кто его знал и ценил, а воздание дани памяти этому светлому человеку и выдающемуся ученому становится долгом его коллег, учеников и друзей.
Миркасым Абдулахатович был одним из незаурядных воспитанников родной alma mater, своей научной и общественной деятельностью он при жизни заслужил мировую известность и признание. Он стал крупнейшим ученым-востоковедом, историком-исследователем, археографом-изыскателем, источниковедом-текстологом, популяризатором письменного наследия тюркских народов, талантливым писателем, вдумчивым редактором и выдающимся общественным деятелем, восхищавшим современников интеллектуальной силой мышления и широтой кругозора, умением глубоко проникать в суть как значительных исторических явлений, так и обычных жизненных ситуаций и, конечно, беззаветным служением научной Истине.
М.А. Усманов появился на свет 31 мая 1934 г. в городе Кульджа провинции Синьцзян в Западном Китае. В семье бережно хранили воспоминания о своей исторической родине, селе Старый Менгер, ныне входящем в состав Атнинского района Республики Татарстан. Он вырос, зная, что в 20-е годы XIX в. его предки, изнуренные нехваткой земли, переселились на территорию современного Казахстана и занялись хлебопашеством, пчеловодством и торговлей. А в 1917 г., решив переждать лихолетье, подались в находящийся в концессионном управлении России город Кульджа. Однако предполагавшееся временное пребывание в Китае затянулось до 1955 г. (Впоследствии Миркасым Абдулахатович уточнит и восполнит сведения родословной как по материнской, так и по отцовской линии и все хитросплетения жизни своего рода опишет в «Открытой книге» («Ябылмаган китап яки чәчелгән орлыклар», Казань, 1996)).
Вернувшийся в СССР 21-летний юноша имел твердое намерение получить университетское образование и непременно в Казанском университете – колыбели российского востоковедения, ибо страстно хотел изучать историю и культуру Востока. К тому времени за его плечами уже были кульджинская татарская школа, в которой обучение строилось на основе двух график – арабицы и кириллицы – по учебникам, издававшимся в Казани и Москве, а также русская гимназия. Чтобы получить аттестат зрелости советского образца, он оканчивает школу рабочей молодежи в поселке Кировск Талды-Курганской области Казахстана. Благодаря этому была достигнута заветная цель: в 1958 г. он становится студентом отделения татарской филологии Казанского университета.
Молодого человека, выделявшегося среди сокурсников не только возрастом, но и основательным знанием целого ряда тюркских языков (татарского, башкирского, казахского, уйгурского, киргизского, узбекского), виртуозным владением арабской графикой, сведущего в персидском и арабском языках, конечно, заметили и после окончания 3-го курса предложили перейти на историческое отделение для последующего совершенствования в области источниковедения.
Так «хитрость Разума», по выражению Гегеля, наделив уникальными знаниями, принуждает намеревавшегося изучить историю Востока 27-летнего Миркасыма посвятить свою жизнь Его величеству Источнику, восстановлению лоскутной и хрупкой исторической памяти.
Необходимость понимания содержания, информационного потенциала письменных памятников стала побудительным фактором не затухавшего на протяжении всей его жизни стремления к поиску и накоплению знаний о прошлом, об обстоятельствах возникновения каждой рукописи, ее репертуаре, авторах-составителях и в конечном счете обусловила многогранность деятельности и разносторонность личности Усманова. Взыскующий совершенства в своих разнохарактерных занятиях, он трудился напряженно, целеустремленно и на редкость плодотворно.
Становление Миркасыма Абдулахатовича как ученого и преподавателя состоялось на кафедре истории СССР. Он специализировался на отечественной истории, обучался по индивидуальному плану и получил уникальную специальность – архивовед. Прошел аспирантуру (1964–1967 гг.), защитил кандидатскую диссертацию на тему «Татарские нарративные источники XVII – XVIII вв. и их особенности» (1968 г.), а затем и докторскую – «Жалованные акты Джучиева Улуса XIV – XVI вв.» (1981 г.). На этой кафедре, пройдя путь от ассистента до профессора и проректора, он постигал тайны ремесла преподавателя, она поддерживала его организаторский дар и содействовала его раскрытию. Поэтому в своих нечастых воспоминаниях он адресовал слова признательности своим учителям и коллегам по кафедре: Ш.Ф. Мухаммедьярову, Г.Ф. Шамову, И.М. Ионенко, Г.Н. Вульфсону и др.
В 1982 г. профессору Усманову были оказаны доверие и большая честь: он был избран заведующим кафедрой истории СССР досоветского периода, возникшей после разделения кафедры истории СССР на две самостоятельные ветви (вторую ветвь составила кафедра истории советского периода). Спустя семь лет, в 1989 г., он возглавил уникальную кафедру истории татарского народа, учрежденную на вновь открытом факультете татарской филологии, истории и восточных языков. С 1985 по 1991 г. являлся проректором Казанского университета по учебной работе. На всех этих должностях он показал себя превосходным администратором, не пасовавшим перед трудностями, умеющим брать на себя ответственность, вызывающим ощущение надежности, чувство локтя у коллег и защищенности у подчиненных. Его организаторский талант, международный авторитет и умение стратегически мыслить оказались востребованы при формировании исторической науки не только в Казанском государственном университете, но и в Академии наук Республики Татарстан, при организации и проведении научных изысканий с целью определения времени основания города Казани, инициированных городской Думой.
М.А. Усманов внес неоценимый вклад в подготовку научно-педагогических кадров. С 1968 по 1985 г. он был руководителем, учебно-методическим куратором подгруппы студентов, специализировавшихся на истории Татарстана, впоследствии ставших видными историками-текстологами, востоковедами и специалистами по истории татарского народа и российских мусульман. Уместно отметить, что им было подготовлено 20 кандидатов наук, двое из которых уже защитили докторские диссертации. Редкое своеобразие ума, аналитический дар и проникновенная наблюдательность Усманова придавали особый шарм его лекциям и практическим занятиям. Заметим, что, наряду с устоявшимися общими курсами по традиционным дисциплинам, он разработал и читал студентам новые курсы по источниковедению истории народов Поволжья и Приуралья, истории татарского народа, истории древних тюркских народов и государств Евразии, старотатарскому языку и татарской палеографии. Слушая его совершенные по архитектонике лекции, студенты учились дисциплине мышления, целостному восприятию истории, учились чувствовать свое достоинство.
Усманов-лектор обладал поразительной силой внутренней, какой-то языческой убежденности, никогда не позволял себе голословных утверждений, приводил аргументы, игнорировать которые было невозможно. Легкий, слабоуловимый налет акцента не портил впечатления от его красноречия, не мешал восприятию речи, состоявшей из удивительно точно подобранных слов, которые он заряжал дополнительной энергией на выдохе, словно желая ускорить их полет.
Такая убежденность не была искусственно взращенной по книгам, а стала логическим, «выстраданным» завершением и постоянно пополняемым итогом его научных изысканий, возродивших традиции Восточного разряда. На протяжении 25 лет (1963–1988 гг.) М.А. Усманов организовывал и являлся бессменным руководителем полевых археографических экспедиций в места компактного проживания татар, тратил свое отпускное время и не жалел физических и душевных сил на то, чтобы сберечь для науки письменное наследие восточных народов. За эти годы было обследовано более 800 населенных пунктов в четырех автономных республиках и десяти областях РСФСР. Выявлены и спасены от неминуемой гибели тысячи рукописных памятников XIII – XIX вв. на восточных языках. Благодаря этим находкам фонд Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского университета увеличился почти вдвое.
Понимая важность и актуальность введения в исследовательский оборот выявленных восточных манускриптов, Усманов добился создания исследовательской группы по археографии при Научно-исследовательской части КГУ, через два года переросшей под его научным руководством в археографическую лабораторию, аналог которой функционировал лишь в Москве. Работы по поиску, выявлению и вводу в пользовательский оборот письменных памятников были продолжены его учениками и осуществляются по сегодняшний день.
Одной из главных составляющих научно-исследовательской деятельности Усманова стало изучение арабографических тюркоязычных письменных памятников по истории и культуре народов Поволжья и Приуралья XIII – начала XX в. Именно в этих спасенных от забвения и гибели письменных осколках прошлого следует искать истоки научной состоятельности, обстоятельной мудрости и широты эрудиции Усманова. Это осознавали не только коллеги и специалисты-востоковеды, но и все, кому была небезразлична духовная составляющая человеческого бытия, кто ценил научную объективность и добросовестность. Следует подчеркнуть, что его глубоко фундированные труды по истории Отечества и источниковедению несут на себе печать нравственной чистоты и цельности натуры автора. Они по праву вошли в золотой фонд отечественной науки и снискали ему уважение в научном мире. Общее число научных работ М.А. Усманова превысило 450. Неоспоримой заслугой ученого стало применение совокупности источниковедческих инструментов, методов комплексного, в том числе дипломатического, анализа к золотоордынским жалованным актам, благодаря чему был разорван занавес, скрывавший целый пласт героических и одновременно трагических страниц российской истории – эпоху Джучиева Улуса. Этот прорыв стал началом последующей специальной разработки проблем истории Золотой Орды другими исследователями, в том числе его учениками, и способствовал утверждению спокойно-взвешенного освещения этого сложнейшего периода нашей истории.
Второй составляющей его исследовательских устремлений стал анализ общественно-политической мысли и просветительского движения у татар в конце XIX – начале ХХ в., содействовавший возвращению обществу имен и сочинений татарских литераторов и мыслителей, религиозных и общественных деятелей. М.А. Усманов стал инициатором подготовки и публикации фундаментальных трудов научного и научно-популярного характера, биобиблиографических сборников, увидевших свет под его научным руководством и при его активном участии в качестве сериальных изданий, выходящих под общим заголовком «Шэхеслэребез». К настоящему времени опубликовано 34 таких объединённых общностью замысла, тематики и целевым назначением книг-выпусков.
Будучи щедро одарен природой талантами и качествами, редко сочетающимися в одном человеке, М.А. Усманов оставил свой неизгладимый след не только в различных отраслях исторической науки, ее организации и преподавательской деятельности, но и в литературе и культуре тюркских народов. В его душе грезил Поэт, грустил Музыкант, творил Художник, но он не дал им слова. Однако те, кто читал его сочинение, посвященное анализу произведений Акмуллы, и выполненный им перевод повести «Джамиля» раннего Ч. Айтматова, имели возможность убедиться в том, насколько тонко он чувствовал творчество художников Слова и логически точно нацеливал читателя к пониманию общечеловеческих нравственных ценностей.
Он был замечательным собеседником, обладавшим природным чувством юмора, любил людей, любил купаться в лучах всеобщего внимания, получал от этого искреннее удовольствие, но не терял чувства реальности.