01 июня 2020
Заседание исследовательской группы SIG 13.1 в рамках форума VirtualIFTE-2020

29 мая 2020 г. в рамках VI Международного форума по педагогическому образованию (vi international forum on teacher education) VirtualIFTE-2020 прошло первое заседание исследовательской группы Session SIG 13 “Vocational Teacher Education and Training” (SIG 13 «Профессиональное педагогическое образование и профессиональная подготовка») в виртуальном формате. Заседание SIG 13.1. велось исключительно на английском языке, все доклады спикеров апробировались и защищались исключительно на английском языке.

Председателями заседания являются: Салимзянова Эльмира Шавкатовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, Йигит Гакиля Аряфетдиновна, кандидат филологических наук, доцент института иностранных языков “Phono”, Турция, г. Стамбул, заведующая онлайн-курсами “Lingoshake”, главный редактор книг для курсов дистанционного обучения, Исаева Жибек Кайруллиновна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, ответственный редактор научного журнала «Білім-Образование», РГКП «Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина», Центр непрерывного педагогического образования, Казахстан, г. Нур-Султан, член Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы.

Из спикеров на заседании исследовательской группы SIG 13.1 присутствовали Хаперская Анна Юрьевна (ученый из Московского Государственного Психолого-педагогического Университета, Москва, Россия), Чумарова Любовь Григорьевна (кандидат педагогических наук, доцент Казанского федерального университета, Казань, Россия), Дорофеев Алексей Николаевич (кандидат технических наук, доцент, Высшая школа экономики, Москва, Россия), Макеева Елена Юрьевна (заведующий кафедрой английской филологии и межкультурной коммуникации, кандидат филологических наук, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия).

Первый спикер заседания – Анна Юрьевна Хаперская, ученый из Московского Государственного Психолого-педагогического Университета (Москва, Россия). Был заслушан доклад на тему “Подготовка учителей в контексте поликультурного образования в смешанных классах: опыт учителей Италии”. Данное исследование является совместным трудом  с доктором наук С. Шенсин (Римский университет Ла Сапиенца, Рим, Италия). Исследователи перед началом своей работы поставили перед собой следующие вопросы: каков уровень компетентности учителей в преподавании в мультикультурных классах; какова эффективность работы администрации школ Италии при оказания поддержки учителям в обучении учащихся-беженцев и иммигрантов в их классах и т.п. Статистические данные показывают, что независимо от возраста или опыта преподавания, участвующие в данном исследовании учителя имели о себе представление, где они считали себя учителями с недостаточной компетенцией в области поликультурного образования. Существует множество требований, предъявляемых к учителям, работающим с учащимися из числа беженцев и иммигрантов, и необходимо приложить все усилия, чтобы они стали частью социальной среды в регионах, где они только что поселились. Несмотря на многокультурное наследие Италии от прошлого до настоящего времени, отсутствие инклюзивного поликультурного и интегративного образования в итальянской системе образования сказалась и продолжает сказываться на учащихся-беженцах и иммигрантах, проживающих в Италии. Школы являются основными институтами в плане устранения неравенства, несправедливости и трансформации общества, поэтому очень важно внедрять поликультурное образование в школах.

Второй спикер исследовательской группы – Чумарова Любовь Григорьевна (кандидат педагогических наук, доцент Казанского федерального университета), соавторы её исследовательской работы – А.В. Фахрутдинова, М.А. Мефодьева (Казанский федеральный университет, Казань, Россия), Г.Р. Фассахова (Казанский государственный аграрный университет, Казань, Россия). Л.Г. Чумаровой был представлен доклад “Использование устного народного творчества родного языка при подготовке будущего учителя иностранного языка”. Целью данного исследования является изучение эффективности родного фольклора на уроках иностранного языка.

Третий спикер заседания исследовательской группы Дорофеев Алексей  Николаевич (кандидат технических наук, доцент, Высшая школа экономики, Москва, Россия), соавторы – Г.В. Букалова, А.Н. Новиков (Орловский университет имени Тургенева, Орел, Россия) представил доклад на тему “Педагогическая подготовка магистрантов инженерии в аспекте культуросообразности”. Целью данного исследования состоит в проведении двухфакторного анализа освоения   магистрантами инженерного профиля педагогической деятельности с целью формирования (в будущей производственной деятельности) ценностных ориентаций персонала. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости формирования магистрантами инженерии готовности к педагогическому влиянию на трудовое поведение производственного персонала.   Обоснованная в исследовании концепция формирования элементов содержания образования магистров инженерии обеспечивает структурирование совокупности морально-этических компетенций с целью научно-обоснованного выбора педагогических технологий их освоения обучающимися.

Четвертый спикер заседания исследовательской группы SIG 13.1 Макеева Елена Юрьевна (заведующий кафедрой английской филологии и межкультурной коммуникации, кандидат филологических наук, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия), соавторы исследования – М.А. Кулинич, Е.В. Савицкая (Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия) представил нашему вниманию доклад на тему «Вопросы обучения будущих переводчиков: реальность и ожидания (по результатам проведённых опросов)”. Целью данного исследования является изучение мотивации студентов – будущих переводчиков, их видение своей будущей профессии, соотнести видение студентов с позицией их преподавателей и наметить планы совершенствования существующих образовательных программ и учебных планов студентов бакалавриата и магистратуры по направлению Лингвистика в Самарской государственном социально- педагогическом университете.

Заседание исследовательской группы SIG 13.1 «Профессиональное педагогическое образование и профессиональная подготовка» прошло успешно и очень плодотворно. После каждого доклада были организованы обсуждения, где каждый участник заседания, каждый гость форума, данного заседания мог задать интересующий его вопрос, поделиться с интересными идеями, обсудить какие-либо интересующие аспекты, дать рекомендации и т.п. Председатели и спикеры заседания  исследовательской группы SIG 13.1 поблагодарили Казанский федеральный университет, организаторов за великолепную подготовку и организацию форума IFTE-2020 в виртуальном формате.

Источник информации: Анвар Хузиахметов, Эльмира Салимзянова