27 мая 2020
Роза Валеева: "Форум IFTE стал центром притяжения ярких и талантливых преподавателей, ученых, экспертов со всего мира"

Основатель научной школы «Гуманистическая парадигма воспитания и обучения», одна из первых исследователей гуманистической традиции в отечественной и зарубежной педагогике,  профессор, завкафедрой  педагогики Института психологии и образования КФУ Роза Валеева уверена, что уже пять лет Международный форум по педагогическому образованию является центром притяжения ярких и талантливых преподавателей, ученых, экспертов из разных регионов страны и зарубежья. 

Шесть лет назад Роза Алексеевна выступила инициатором и одним из организаторов проведения международного форума по педагогическому образованию в Казанском университете. Сегодня она рассказала, как все начиналось. 

В 2015 году в качестве отчета по гранту министерства образования и науки по модернизации педагогического образования ученые Института психологии и образования  должны были провести конференцию. Мы хотели, чтобы она сразу приобрела статус международной. Встал вопрос: каких иностранных спикеров приглашать. Первыми нашими иностранными участниками стали наши коллеги, знакомые, друзья – люди, имеющие отношение к педобразованию.

На первый Форум по педагогическому образованию IFTE (International Forum on Teacher Education) приехало всего 13 зарубежных участников из Великобритании, Турции, Нидерландов, Вьетнама. Но уже тогда нам стало понятно, что мы создаем научный мост по обмену самыми новыми решениями проблем в области подготовки учителей.

С каждым годом рос интерес к форуму среди людей, заинтересованных в изменении педагогического образования, и количество российских и иностранных участников форума увеличивалось, что свидетельствовало и о престиже форума, и о признании самого Казанского федерального университета в области педагогического образования.

 Проблемы педагогики, школьного образования остро стоят практически в каждой стране. Поэтому не случайно, что ученые активно ищут пути выхода из кризисной ситуации. И наш форум со временем стал одной из мировых  прогрессивных площадок для обмена опытом между ведущими педагогами разных стран.

Сказать, что организовывать и проводить форум, легко – значит слукавить. Потому что, как только заканчивался форум, мы сразу же начинали подготовку к форуму следующего года, практически без каникул и перерыва. Продумывали проблематику, составляли список участников, рассылали им приглашение на участие, редактировали присланные статьи, публиковали сборники, распределяли ученых по исследовательским группам.

Каждый год мы определяли три глобальные темы, которые становились основными темами наших конференций. И нам удавалось на протяжении всех шести лет попадать  в самые актуальные проблемы.

Основная тема, которая была заявлена в прошлом году, –   цифровизация педагогического образования. Поднимая эту тему, мы даже предположить не могли, насколько архиактуальной станет она весной 2020 года.  Порядка 50% всех заявок связано именно с организацией образования,  в том числе, проблемами, с которыми встречаются учителя, дети, родители во время осуществления дистанционного обучения. И я думаю, что новые монографии  ждут нас впереди по результатам нашего форума.

Форум для меня, как говорил Макаренко, являет собой принцип радостной перспективы. Это ожидание радости от встреч с коллегами, это радость от процесса организации форума,  это радость от перспектив: Форум дает возможность быть в курсе актуальных тем, проблем и позволяет поделиться и выслушать пути их решения или воспроизведения в жизнь. Это отличная возможность обсудить свои идеи с профессионалами и "показать" себя.

За 5 лет мы добились определенных результатов, и совершенно ясно, что Форум стал центром притяжения ярких и талантливых преподавателей, ученых, экспертов из разных регионов страны и зарубежья. Надеюсь, что за две недели проведения виртуального форума 2 недель, я подпитаюсь новыми идеями, которые станут основой будущих исследований.  В этом и заключается значимость форума.

 

История форума

I Международный форум по модернизации педагогического образования состоялся с 3-5 июня 2015 г.

3 июня 2015 г. – проведение Российско-турецкого семинара «Педагогическое образование в России и Турции: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике»;

4 июня 2015 г. — Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия;

5 июня 2015 г. — Российско-голландский семинар «Новые подходы к модернизации педагогического образования в России и Голландии» и Российско-британский семинар «Повышение публикационной активности в области образования».

В конференции приняли участие 165 участников, из них 101 участник – очно, 22 представителя вузов-партнеров, осуществляющих апробацию новых моделй образовательной программы, 64 участника – заочно с публикацией своего материала в сборнике научных трудов конференции. На Пленарном заседании было заслушано 8 докладов, на заседаниях секций – 49 выступлений. 

II Международный Форум по Педагогическому Образованию

Форум включал в себя проведение следующих научных мероприятий
19 мая 2016 г. Международная научно-практическая конференция «Детская литература и образование в мультикультурном мире»
20 мая 2016 г. Международная научно-практическая конференция «Эффективность педагогического образования: инновационные подходы».

III Международный форум по педагогическому образованию

С 23 по 25 мая 2017 года в Институте психологии и образования Казанского федерального университета состоялся III Международный форум по педагогическому образованию.

было проведено три международных научно-практических конференций:
23 мая 2017 года — «Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям»
24 мая 2017 года — «Социально-устойчивая и безопасная среда для детей: Психология и педагогика ненасилия в семье и школе»
25 мая 2017 года — «Транснациональная и региональная адаптация детей-мигрантов: современные практики и модели социокультурной и психолого-педагогической интеграции»
В форуме приняло участие более 600 коллег из России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе ведущие специалисты по проблемам педагогического образования из США, Китая, Германии, Великобритании, Ирландии, Словении, Кубы, Польши, Франции и т.д.

За три дня работы форума было представлено 16 пленарных докладов от ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области педагогического образования; а также проведено 16 симпозиумов и 28 секций.

IV Международный форум по педагогическому образованию

22 по 24 мая 2018 года в Институте психологии и образования Казанского федерального университета состоялся IV Международный форум по педагогическому образованию.
Значимость проведения Международного форума по педагогическому образованию отмечена и на государственном уровне — в работе Форума приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, руководители Правительства Республики Татарстан, Российской академии образования, Европейской ассоциации по педагогическому образованию (ATEE) и Международной ассоциации исследований педагогического образования (ISATT).

Форум стал самым представительным не только по охвату участников, но и по масштабу заявленных тематик: 350 докладов сделали ученые о проблемах модернизации и разработки содержания профессионально-педагогического образования, моделировании личности и профессиональной деятельности учителя нового типа, интеграции профессионального педагогического и классического университетского образования в подготовке учителя нового типа, проблемах совершенствования системы непрерывного педагогического образования и многих других темах.

Форум включил в себя проведение ряда значимых научных мероприятий: международных научно-практических конференций «Интеграция теории и практики в предметной подготовке учителя», «Подготовка учителя как воспитателя»; «Детские девиации: психолого-педагогические технологии профилактики и преодоления».

В рамках Форума также прошла церемония вручения Национальной премии «Профессор года» Российского профессорского собрания.

Кроме того, в рамках орума прошла конференция авторитетной международной ассоциации по подготовке учителей ISATT

За три дня работы Форума было представлено более 20 ключевых от ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области педагогического образования; также проведено 14 симпозиумов, 90 секций, 5 круглых столов, 4 пленарные дискуссии, 4 международные конференции, 2 мастер-класса.

V Международный форум по педагогическому образованию

За три дня работы Форума было представлено 10 ключевых докладов от ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области педагогического образования; также проведено 13 симпозиумов, более 100 секций, 2 круглых стола, 4 международные конференции, 2 мастер-класса. в 2019 — свыше 600 российских и иностранных ученых обсуждали актуальные проблемы подготовки будущего учителя к педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве.

Источник информации: Галина Хасанова