21 мая 2020
Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития отмечают в мире

Год спустя после принятия ЮНЕСКО в 2001 году Всеобщей декларации о культурном разнообразии, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 мая Всемирным днем культурного разнообразия во имя диалога и развития. В этот день нам предоставляется возможность глубже осознать ценности культурного разнообразия и возможность научиться развивать сотрудничество между народами мира. ЮНЕСКО и множество организаций по всему миру, поддерживающих сохранение ценностей культурного разнообразия, продолжают работу по содействию более глубокому осознанию кардинальной взаимосвязи между культурой и развитием.

Казанский федеральный университет также не остается в стороне: в вузе ведутся профильные научные исследования, реализуются образовательные программы, проводятся форумы и конференции. Заместитель директора Института международных отношений КФУ по научной деятельности Рафаэль Валеев рассказывает о том, что было сделано в этой области в последние годы и каковы планы на будущее.


Три типа культур


Прежде всего, отмечу символичность совпадения даты двух знаковых для Татарстана памятных дней – Всемирного дня культурного разнообразия и Дня принятия ислама Волжской Булгарией. Наша республика издревле является зоной пересечения, взаимодействия различных культур и цивилизаций.

Исторически для территории региона было характерно влияние сразу трех типов культур: тюрко-татарской, финно-угорской и славянской. Такое взаимодействие подчеркивает самобытность нашей территории и обуславливает нескончаемый интерес к ней как в масштабах России, так и всего мира – в парадигме ЮНЕСКО.

Наиболее ярко культурное разнообразие Татарстана проявилось в его объектах культурного наследия, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Первым примером, ставшим известным всему миру, был Казанский Кремль – в этом году мы отмечаем 20-летие его включения в список ЮНЕСКО. А его номинационное досье было во многом основано на третьем критерии, согласно которому объект должен являться уникальным или по меньшей мере исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации, и втором – отражать важность взаимосвязи человеческих ценностей, существующих в течение определенного периода времени или в пределах определенной культурной области. Здесь тема культурного разнообразия проявилась наиболее ярко в материальной форме – через мирное сосуществование православной и мусульманской религий в олицетворении Благовещенского собора и мечети Кул-Шариф.


Мирное сосуществование – выход на мировой уровень


Более того, когда обсуждался вопрос о включении Казанского Кремля в список ЮНЕСКО, вопрос о текущем строительстве мечети стоял крайне остро – ЮНЕСКО, как правило, не включает объекты, на территории которых возводятся новые здания. Но идея мирного сосуществования религий, столь ярко запечатленная в этой территориальной близости храма и мечети, сподвигла представителей более, чем 180 стран, ратифицировавших конвенцию, дать согласие на включение Казанского Кремля.

Впоследствии она становилась одним из концептуальных моментов при разработке номинационных досье и для Болгарского историко-археологического комплекса, и для Успенского собора и монастыря острова-града Свияжск. И это позволяло достигать успеха.


Мечети и храмы в двух шагах - традиция


Если говорить о Болгаре, то здесь буквально в десяти метрах друг от друга находятся Соборная мечеть 13-15 веков и Успенская церковь 18 века, что также позволяет проследить упомянутую связь. К слову, когда мы готовили это номинационное досье, предполагалось, что в рассмотрение будет браться только период 10-15 веков – времени существования Волжской Булгарии. Однако после проведения анализа стало ясно, что мы можем говорить об этом объекте не как о месте 500-летней историей, а как о регионе с более чем 1500-летней – благодаря активному распространению в этих местах уникальной именьковской культуры. Этнически ее представителей считают предками и тюрков, и угров, и балтов, и славян – есть множество разных видений ее дальнейшего развития. Уже тогда закладывался тот симбиоз культур, который мы сейчас наблюдаем воочию.

Особенно интересной представляется история этой местности в 16-20 веках – после вхождения территории в состав Московского государства и начала активного взаимодействия мусульманской и православной культур. Благодаря появлению здесь монастыря многие здания хоть и были переданы церкви, но зато были сохранены – достаточно вспомнить знаменитый указ Петра I о «сбережении» древнего города Болгары 1722 года. После же закрытия монастыря Общество археологии, истории и этнографии Казанского университета проводило активную работу по охране, реставрации и консервации этих объектов.


Фрески для всех религий


А если рассматривать пример Свияжска – зачастую мы говорим о нем как о форпосте для взятия Казани, но пример фресок Успенского собора своей уникальностью напоминает нам вновь о связи культур. При их анализе выяснилось, что в эти фрески были заложены только те сюжеты, которые важны как с точки зрения Библии, так и Корана. Понятно, что это было направлено на христианизацию местного населения. Однако, таким образом, Успенский собор является еще одним знаковым материализованным свидетельством взаимодействия мусульманской и христианской культур.


Святыни превыше всего


При этом важно помнить, что все эти объекты являются, прежде всего, святыми местами. Этого придерживается в своей деятельности и ЮНЕСКО, отмечающее что святые места являются старейшими охраняемыми территориями на планете и имеют жизненно важное значение для сохранения культурного разнообразия для последующих поколений.

Так, Казанский Кремль является местом паломничества, визитной карточкой и духовным центром для тюрко-татарского мира и символом межэтнического и межрелигиозного баланса, толерантности и взаимопонимания. Болгар – символом мусульманской цивилизации, имеющим мировое значение, местом, где было сформировано понимание основ верования, обычаев, социальных и нравственных норм мусульманской части Евразии. А Свияжск – важным православным объектом, к тому же являющимся уникальным историко-культурным и художественным комплексом, возникшим в результате синтеза архитектурных традиций северной и центральной частей России с местными традициями Волго-Уралья, взращенными на основе культуры Волжской Булгарии.


Созидая историю


Сегодня Казанский университет продолжает работать в этой области – по сути придерживаясь программы сближения культур, принятой ЮНЕСКО в 2013 году и рассчитанной на 10 лет. В университете реализуются исследования и образовательные программы, направленные на содействие культурному, этническому, языковому и религиозному взаимопониманию. Кроме того, большое внимание уделяется совершенствованию механизма распространения принципов и инструментов межкультурного диалога с пониманием его ключевой роли в деле устойчивого развития региона.

Источник информации: Алина Искандерова