13 мая 2020
Вся жизнь в музыке…

10 мая 2020 года 90-летний юбилей отметил один из крупнейших музыковедов Татарстана, ученый-этномузыколог, профессор, ветеран войны, труженик тыла Махмут Нигмедзянович Нигмедзянов.

Махмут Нигмедзянович Нигмедзянов родился в деревне Олы Арташ (Большой Арташ) Сабинского района Татарской АССР. Музыкальные способности проявились рано, в пятилетнем возрасте, когда он начал подбирать на тальянке услышанные в семье татарские народные мелодии. Больше всего мальчику нравились красивые мелодичные баиты и мунаджаты матери, любил слушать мелодии, которые напевал отец. В душу ребенка запали и музыкальные посиделки с гармонистами, и богатые звуки природы, и прогулки в ближайший лес, где ребятишки мастерили самодельные кураи и играли на них.

В своих воспоминаниях Махмут Нигмедзянович рассказывает, что когда началась Великая Отечественная война, он оказался в оккупации в шахтерском городе Кадиевка УССР, куда семья переехала еще до войны. Оставшись сиротой, одиннадцатилетний мальчик чудом сумел добраться до родных мест. В 12 лет началась его трудовая жизнь, сначала в лесхозе, а с осени 1942 года на оборонном заводе, эвакуированном из Москвы.

Но даже в тяжелые годы мальчика не покидала тяга к музыке. Самостоятельно освоив игру на музыкальных инструментах – аккордеоне, фортепиано, он выступал в госпиталях, где аккомпанировал певцам, а иногда играл соло танцевальные мелодии.

В Казанскую государственную консерваторию Махмут Нигмедзянович поступает лишь в 1953 году. Еще, будучи студентом теоретико-композиторского факультета, он определил свою главную цель в жизни – собирание и изучение татарской народной музыки. Во время учебы, участвуя в фольклорных экспедициях, он обратил внимание на своеобразие народных песен разных групп татар, что нашло отражение в его выпускной работе. Дипломная работа, где были затронуты проблемы приобщения татарской народной музыкальной традиции к европейской профессиональной музыке, получила высокую оценку: председатель ГЭК Г. Коган предложил молодому специалисту доработать материал и представить к защите в качестве кандидатской диссертации.

Успешно окончив консерваторию, Махмут Нигмедзянович остается ассистентом кафедры, преподает в Казанском музыкальном училище, ведет активную работу по исследованию истории татарской музыки.

С шестидесятых годов, когда центром изучения татарского народного творчества становится кабинет музыкального фольклора при Институте языка, литературы и истории имени Г. Ибрагимова КФАН СССР, научные и творческие интересы М.Н. Нигмедзянова неразрывно связаны с ИЯЛИ, где он первым приступает к изучению музыкального фольклора различных этнографических групп татар. В экспедициях по России им было собрано около 4000 и этнографически достоверно расшифровано свыше 1000 татарских напевов. Книга «Татарские народные песни», изданная в 1970 году в Москве, до настоящего времени является непревзойденным отражением народной музыкальной культуры в ее стилистическом многообразии.

Исследования М.Н. Нигмедзянова, его углубленное познание народных традиций стимулировало творческие поиски татарских композиторов в сфере интонационного обогащения своей музыки. Это нашло яркое выражение в симфонических произведениях Н. Жиганова, Ф. Ахметова, А. Лемана, в камерных произведениях Р. Белялова. Ведущие исполнители республики, ансамбль песни и танца РТ и другие художественные коллективы расширили свой репертуар, благодаря включению образцов национального музыкального наследия, представленных в публикациях М.Н. Нигмедзянова. Все это обогатило стилистические основы современной татарской музыки.

Результатами многолетнего подвижнического труда М.Н. Нигмедзянова по изучению и историко-теоретическому осмыслению татарской народной музыки стали книги, сборники и монографии, десятки научных статей и публикаций, посвященных музыкальной культуре нашей республики.

Махмут Нигмедзянов неоднократно избирался членом правления Союза композиторов ТАССР, РСФСР, с 1967 по 1973 годы был художественным руководителем Татарской государственной филармонии им. Г.Тукая.

Особое место в жизни ученого занимала проблема воспитания музыкальных кадров для общего школьного образования, создания учебных групп, ориентированных на татарскую школу. В течение многих лет профессор Махмут Нигметзянович преподавал на музыкальном факультете Казанского государственного педагогического университета, где стремился передать весь свой опыт и знания будущим учителям музыки.

Махмут Нигметзянович Лауреат Государственной премии им. Г.Тукая, Заслуженный деятель искусств РТ ‑ практически всю свою жизнь посвятил татарской музыке, ее изучению, популяризации, а также реабилитации незаслуженно забытых или оклеветанных татарских композиторов, принимал активное участие в воспитании национальных музыкальных и педагогических кадров в консерватории, пединституте, писал книги. Его труды стали значительным явлением в отечественном музыкознании.

 

Источник информации – канд. пед. наук, доцент кафедры татаристики и культуроведения ИФМК КФУ Нургаянова Н.Х.