28 апреля 2020
Эксперт КФУ ответила, когда детям надо начинать учить иностранный язык

Большинство родителей волнует вопрос: когда  детям надо начинать учить иностранный язык? Эксперт Казанского университета, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования, Международный эксперт в области оценки качества дошкольного образования ECERS  Евгения Шишова уверена: чем раньше, тем лучше.

- Сегодня владения одним языком  недостаточно, чтобы свободно чувствовать себя в этом мире. В Европе и Западных странах для людей считается нормой знать  два и даже несколько языков.

Феномен билингвизма является центральным объектом внимания различных наук, общие вопросы формирования билингвальной компетентности рассматриваются с позиций психолингвистики, лингводидактики, психологии и опираются на возможность усвоения в раннем возрасте второго языка.

- Владение другими языками рассматривается не только как обретение преимущества  с инструментальной точки зрения и дальнейшее благополучие ребенка, но и как его подлинное культурное и личное обогащение. Именно с этим связана тенденция раннего обучения языкам, – пояснила  Евгения Шишова.

Ученые определяют билингвизм как искусственный и естественный.

- Естественный билингвизм - когда  вы родились в семье родителей, говорящих на разных языках. Искусственный билингвизм - это знание двух языков, где  один — родной, а второй—приобретенный, когда человек изучает язык, которым в повседневной жизни не пользуется.

Ученые считают раннее обучение второму языку в детских садах целесообразным, так как, по их мнению, дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного развития и формирования базовых качеств личности, в этом возрасте закладываются основы когнитивного и коммуникативного развития детей.

- Дошкольный возраст представляет собой самый благоприятный период для изучения иностранного языка. Это возраст потенциальных возможностей детства, интенсивного восприятия и формирования языковых способностей. Поэтому билингвальное развитие ребенка оптимально начинать с 4-5 лет и не позднее 8-ми лет, что обусловлено психологическими особенностями его общего развития.

Экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка в известной мере утрачивается гибкость речевого механизма.

- Ошибки, неизбежные при позднем изучении иностранного языка, объясняются доминирующей ролью родного языка. Ребенок пытается говорить на иностранном языке, используя грамматику и фонетику языка родного. Если же интервал между началом общения на первом и втором языках не превышает года, различия в их усвоении до трехлетнего возраста при условии соблюдения принципа билингвального воспитания могут быть сглажены. Научившись в раннем детстве двум языкам сразу - двум грамматикам и двум произношеньям - ребенок не будет их путать в будущем.

Как подчеркивает педагог-психолог, задача обучения второму языку состоит в том, чтобы не только говорить  и писать  на этом языке, а еще думать и формулировать свои мысли. А для этого необходимо изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте.

 

Источник информации: Галина Хасанова, фото из открытых источников