25 апреля 2020
Роль информационно-цифровых технологий в преподавании истории в условиях пандемии рассмотрели ученые

Насколько эффективно дистанционное образование и с какими проблемами сегодня сталкиваются преподаватели и студентов вузов по всему миру обсудили участники конференции, организованной Азербайджанским государственным педагогическим университетом. Своим мнением поделились и представители КФУ.

Участие в онлайн-конференции приняли около 20 ученых из Азербайджана, Турции и России. Казанский федеральный университет представляли заведующий кафедрой исторического и обществоведческого образования КФУ – базовой кафедры Института всеобщей истории РАН Раиль Фахрутдинов, доценты базовой кафедры Института всеобщей истории РАН Айрат Тухватуллин и Альбина Файзуллина, доцент кафедры регионоведения и евразийских исследований Алла Шакирова, заместитель декана Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия, руководитель Центра профориентационной работы и международного сотрудничества Альбина Имамутдинова. Модератором конференции выступила заведующая кафедрой Всеобщая история и преподавание истории АГПУ Севиндж Алиева.

Азербайджанские, турецкие и российские ученые обменялись опытом дистанционного преподавания уроков истории и обсудили самые разные вопросы. Так, был рассмотрен опыт в использовании специализированных технологий и средств обучения, обсуждались преимущества дистанционного образования, в частности гибкость, модульность. Кроме того, ученые говорили о дистанте как об огромном достижении современной педагогической методологии, экономической эффективности дистанционного обучения, специализированном контроле качества образования. Особо была подчеркнута необходимость педагогической подготовки авторов дистанционных курсов и дистанционного преподавания, адаптации преподавания к дистанционной форме с точки зрения технических, методологических и психологических умений и навыков преподавателей.

«Дистанционное образование – это новый вызов. КФУ, имея богатый опыт цифровизации образования, перешел к нему в целом безболезненно. А возникающим проблемам преподаватели оперативно ищут решение», - подчеркнул Раиль Фахрутдинов.

При этом на практике было выявлено, что у дистанционного образования есть множество своих преимуществ. Среди них – возможность преимущественно обучаться в любое время, возможность обучаться в любом месте, мобильность, доступность учебных материалов. Благодаря этим факторам посещаемость студентами занятий выросла с 60-90% в аудиторном формате до 75-100% в дистанционном. Отмечен и рост успеваемости учащихся – если ранее выполняемость семинарских заданий составляла всего 30-45%, то сейчас она достигает 75-100%. Как итог, средний балл в балльно-рейтинговой системе из возможных 50 стал составлять 44 балла, ранее – 35. Об этом участникам конференции рассказал Айрат Тухватуллин.

Недостатки, разумеется, тоже есть. Прежде всего, это минимум личных контактов преподавателя и студента, недостаток практических знаний у студентов, недостаточная компьютерная грамотность с обеих сторон, возникающие форс-мажорные обстоятельства, связанные с работоспособностью онлайн-платформ. Эти проблемы предстоит решать по мере возможности.

«Актуальным остается вопрос сохранения здоровья преподавателей и студентов, перешедших на новый режим работы. Увеличилась нагрузка на глаза, на позвоночник. Практически неподвижное сидение перед экраном, приводит к переутомлению, а в некоторых случаях – и к активизации хронических заболеваний. В санитарных правилах и нормах школьникам разрешается работать с компьютером не более 30 минут. А часть наших первокурсников несовершеннолетние. И соответственно мы должны это учитывать, - подчеркнула Альбина Файзуллина. – Также студенты отмечают увеличение учебной нагрузки, увеличение затрачиваемого времени на подготовку домашних заданий. Увеличилась нагрузка и у преподавателей: преподаватель не только проводит лекции и семинары, но ещё затрачивает много дополнительного времени на проверку заданий. Необходимо использовать здоровьесберегающие технологии, регламентировать онлайн-работы с учетом сохранения физического и психического здоровья студентов и преподавателей».

Затронули напоследок и тему развития науки в дистанционном формате. Как отметил Раиль Фахрутдинов, для науки такой способ проведения мероприятий открывает новые возможности. Подобную форму работы с коллегами из других городов и стран стоит сохранить как одну из возможных и по завершении пандемии, резюмировал он.

Источник информации: Алина Искандерова