21 апреля 2020
Главное – это огонь в глазах

Секреты молодого преподавателя, рецепт идеального студента, забавные ситуации и КВН – все это и не только в интервью с преподавателем кафедры теории и практики преподавания иностранных языков Института филологии и межкультурной коммуникации Игорем Гурьяновым!

 

Расскажите, каким студентом Вы были во время учебы в университете. У Вас была активная студенческая жизнь?

– Если кратко, то я был ботаником. Но я был таким не потому, что хотел выслужиться перед преподавателями, мне, скорее, просто очень нравилось учиться и достаточно легко давались языки и языкознание. Мне было интересно получать новые узкоспециализированные знания, а потом всячески применять их в своей деятельности. Также я был достаточно активен. Мы с друзьями, которые учились на разных факультетах, два года играли в КВН. И, конечно, я многому там научился, а именно правилу восьмидесяти и двадцати, когда восемьдесят процентов усилия рождают двадцать процентов результата, а если у тебя вырезают практически половину программы за день до выступления, то двадцать процентов времени рождают восемьдесят процентов материала и результата. В целом КВН, конечно, это очень серьёзная школа жизни. Тебя учат быть организованным, стрессоустойчивым и собранным. Помню однажды пришлось играть даже с температурой тридцать восемь, все репетиции перемежались просто лежанием в гримерке и попиванием жаропонижающих, хотя в этом был тоже свой азарт. Но когда пришлось всё-таки выбирать между дальнейшей учебой и КВН, я выбрал учебу и ничуть не жалею.

 

А какие у Вас складываются отношения со студентами? Сложно ли быть молодым преподавателем или, наоборот, небольшая разница в возрасте помогает быть с учащимися «на одной волне»?

– Всегда по-разному, но я не считаю, что молодость каким-то образом помогает быть с учащимися на одной волне. Конечно, я стараюсь учиться у студентов, ловлю новые тренды и пытаюсь говорить с ними на одном языке. Я думаю, что молодость – это понятие очень относительное. Молодость – это в первую очередь то, как мы себя ощущаем. Я, например, иногда себя ощущаю лет на пятнадцать, иногда на двадцать, иногда на двадцать пять, а иногда и на десять – всё зависит от ситуации. Думаю, мне удаётся находить общий язык со студентами через шутки, через общение. Самое важное – это уважать студента, видеть в нем в первую очередь человека, а потом уже машину-профессионала и всячески, конечно же, помогать ему. Но и оставаться достаточно требовательным, потому что всё-таки мы уже учимся быть профессионалами, а профессионал – это человек, который хорошо делает свою работу, и ему эта работа нравится.

 

– Опишите студента, которого можно назвать идеальным.

– Идеал – это недостижимая величина. Но, в первую очередь, я ценю в студентах умение находить общий язык, чувство юмора и, конечно, умение трудиться, потому что, когда человек трудится и ты видишь, как он растёт семестр за семестром, то это вызывает большое уважение. А ещё большее уважение у меня вызывают те студенты, которые трудятся постоянно, которым интересно. Наверное, главное – это трудолюбие и огонь в глазах, когда человек заворожён тем, что он делает. Это очень круто, но, к сожалению, не всегда удаётся сразу разжечь такой огонь.

 

– Расскажите о каком-нибудь забавном моменте, произошедшем с Вами за время преподавания.

– Первые года три-четыре охранники постоянно спрашивали у меня пропуск. Да, говорили, что я студент, и так грозно на меня смотрели, а когда видели, что я преподаватель, буквально за секунду происходили забавные метаморфозы. Ещё пытались иногда меня из аудитории выгнать, думая, что я студент и узурпировал чью-то аудиторию. В целом было много таких моментов, когда меня считали студентом, но самое смешное – это пропускной режим.

 

Наверняка, преподаватель в институте имеет весьма большую нагрузку. Хватает ли Вам свободного времени и есть ли оно вообще?

– Да, преподаватель имеет большую нагрузку, но свободное время – понятие относительное. Иногда бывают между парами свободные минутки, которые можно потратить на то, что тебе нравится. Свободное время есть в основном в выходные, потому что и к занятиям нужно готовиться, определенная кафедральная нагрузка тоже есть. Если поменьше спать и побольше делать, то свободное время всегда найдётся.

 

– Продолжите фразу: «Идеальные выходные – это...»

– Идеальные выходные – это, конечно, поездка либо в другой город, либо на природу, либо занятия спортом. Я очень люблю футбол, хотя и не очень хорошо играю. Еще это время, проведённое с друзьями и родителями.

 

Как строится Ваша жизнь вне стен нашего Института?

– Сейчас у меня два основных хобби. Я обожаю футбол. Смотрю его, играю (и на приставке, и офлайн). Плюс ко всему начал заниматься боксом. Это тоже очень интересно, потому что иногда стресс, который накапливается, нужно, естественно, выпускать. В этом плане бокс – очень классное занятие. Моё постоянное хобби – я безумно обожаю автомобили. Читаю про это, смотрю передачи, сам вожу машину. Вообще люблю всё, у чего есть мотор. Я, что называется, «petrolhead» или человек, который очень любит автомобили.

 

Чему бы Вы хотели уделять больше времени, но никак не выходит?

– Чтению, потому что чтение – это такой сокровенный процесс, когда ты полностью погружаешься в другой мир, исчезаешь из этого и пытаешься примерить личину героя произведения на себя, поэтому хотелось бы, конечно, больше времени на такое сосредоточенное и содержательное чтение, а не урывками.

 

– Есть ли у Вас скрытые таланты или увлечения, о которых никто не знает?

– Я очень люблю петь. У меня не очень получается, но это меня не останавливает. Люблю громко, долго, протяжно петь. В целом, я обожаю музыку, это мой жизненный спутник, который мне всегда очень помогает.

 

– Помогают ли Ваши увлечения в работе? Например, Вам всегда есть чем интересным поделится со студентами.

– Ну конечно! Мне нравится следить за трендами, смотреть мемы, которые мне присылают студенты и друзья, обсуждать разные новинки, музыкальные или в мире игр.

 

– Считаете ли Вы себя классным преподавателем?

– Конечно, считаю! Это может прозвучать достаточно заносчиво и себялюбиво, но мне кажется, у меня это отлично получается, потому что мне нравится то, что я делаю.

 

– Назовите несколько минусов и плюсов вашей профессии.

– Начнём с минусов. Во-первых, ты практически всегда работаешь. Даже после пар ты анализируешь, думаешь, как всё прошло, что можно сделать. Бывает обсуждаешь какие-то темы с друзьями или коллегами, и опять думаешь, как ты можешь это использовать на своих занятиях и получится ли у тебя. Это постоянные сомнения в себе, настолько ли ты хорош и нужно ли ещё что-то «подкрутить». Всегда думаешь, всегда на работе, всегда со своими студентами. К плюсам отнесу огромную эмоциональную, моральную и физическую отдачу. Практически всегда в мае-июне, когда ты выпускаешь очередных студентов, ты чувствуешь гордость, что ты поучаствовал в их моральном и профессиональном росте. Мне очень приятно видеть студентов, которые выпустились несколько лет назад и уже прокладывают свою дорогу в жизни, используя те секреты и фишки, которым научились от меня.

 

– Ну, и напоследок, парочка слов благодарности ИФМК.

– Я хотел бы поблагодарить ИФМК за хороший коллектив. Мне очень приятно работать с этими людьми и ощущать себя среди единомышленников, которые смотрят в одну сторону. И, конечно же, спасибо руководству за организацию учебного процесса и за поддержку различных инициатив от наших рабочих коллективов. Также огромная благодарность студентам, которые приходят, учатся, у которых глаза горят, которые знают, что такое рок-н-ролл!

 

Интервью брала Арина Иванова.