19 апреля 2020
Кафедра русского языка и методики его преподавания организовала работу секций в рамках итоговой научной конференции студентов

С 13 по 16 апреля 2020 года в рамках итоговой научной конференции студентов ИФМК КФУ на кафедре русского языка и методики его преподавания состоялись заседания трех секций. В этом году работа секций проходила в заочной форме. Студенты подготовили доклады, которые были рассмотрены членами экспертной группы из числа преподавателей кафедры.

В работе секции «Инновационные технологии в обучении русскому языку» приняли участие студенты 3–5 курсов направления педагогического образования. Работа секции была осуществлена под руководством доц., канд. пед. наук З.Ф. Юсуповой и доц., канд. филол. наук С.С Сафоновой. Доклады были посвящены актуальным проблемам и дискуссионным вопросам теории и практики обучения русскому языку, специфике сопоставительного изучения русского и английского языков в аспекте лингводидактики, а также темам, связанным с функционированием современного русского языка в различных дискурсах. Все доклады были актуальными по тематике исследования и содержательными.

По итогам голосования первое место было присуждено Е.Е. Мамаевой (5 курс) за доклад «Способы перевода адъективной лексики в произведениях жанра фэнтези на русский язык» и А.И. Джумановой (3 курс) за доклад «Грамматические ошибки: типичные случаи», второе место – Р.М. Ибрагимовой (5 курс) за доклад «Реализация технологии Flipped Classroom на уроке русского языка».

В секции «Актуальные вопросы обучения грамматике и словообразованию в школе» членами экспертной группы были доц., д-р филол. наук Г.А. Хайрутдинова и доц., канд. филол. наук Т.А. Корнеева. Темы докладов студентов отражают приоритетные направления научно-исследовательской деятельности кафедры русского языка и методики его преподавания в рамках САЕ «Учитель XXI века». 80% докладов посвящены проблемам развития грамматического строя русского языка  и методике его изучения в школе, 19% - актуальным проблемам морфемного и семантического словообразования в рамках традиций Казанской лингвистической школы, 1% - лингвометодическим аспектам изучения языковых единиц в преподавании русского языка как неродного и иностранного.

Все доклады отличались глубиной содержания, продуманностью научной аргументации, логичностью, непротиворечивостью доказательной базы. Большинство выступлений сопровождалось демонстрацией оригинальных примеров по теме.

По итогам работы секции лучшими признаны доклады З.А. Садиковой (4 курс) «Изучение семантического словообразования прилагательных (на примере произведений А.А. Ахматовой)» (1 место), Э.Р. Тукфатуллиной (4 курс) «Функционально-семантические особенности сложных существительных в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1 место), Ю.В. Тезиевой (5 курс ОЗО) «Стилистические ресурсы категории рода существительных: лингводидактический аспект анализа» (2 место).

В секции «Русская языковая картина мира и её изучение в школе», работу которой координировали проф., д-р филол. наук И.В. Ерофеева и доц., канд. филол. наук Л.А Усманова, доклады студентов и магистрантов были посвящены лингвометодическим вопросам изучения лексики, паремиологии и художественных текстов начиная с древнерусского периода. Например, в работе Карасевой рассматривалась роль изучения древнерусской литературы, в частности, «Повести о Петре и Февронии Мурмомских» Ермолая-Еразма как средства обогащения словарного запаса школьников. В других докладах были рассмотрены и проанализированы произведения фольклорного жанра, пословицы и поговорки русского народа с важными этнокультурными компонентами (к примеру, лес, еда и др.), изучение которых позволяет лучше осмыслить жизнь, быт, культуру русского народа, языковое своеобразие и стилистические особенности басен Крылова, а также языковые особенности классических произведений Пушкина («Барышня-крестьянка»).

Часть докладов была посвящена этимологии слов, в частности, использованию данных этимологического анализа для закрепления навыков правописания слов, энантиосемии, грамматической истории отдельных слов, способам классификации и изучения в школе некоторых лексико-семантических групп слов, например, глаголов речи, изучению эмоциональной лексики как способа описания окружающей действительности. Учитывались и такие современные направления исследований, как гендерный анализ.

Лучшими были признаны доклады А.И. Касасевой (5 курс) «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как средство обогащения словарного запаса школьников» (1 место), А.А. Таяновой (4 курс) «Способы изучения деэтимологизированной лексики на уроках русского языка в школе» (1 место), А.А. Любовой (5 курс ОЗО) «Изучение пословиц о лесе на уроках русского языка» (2 место).

В целом подготовленные работы произвели хорошее впечатление стилистической выдержанностью рассуждений, чёткой структурной организацией, вниманием к дискуссионным проблемам современного языкознания.

Хочется выразить благодарность членам экспертных групп за плодотворную работу и научным руководителям за подготовку студентов к научной конференции.

Всем студентам желаем дальнейших успехов в научно-исследовательской работе, стремления расширять свои знания в области русского языка и методики его преподавания.

 

Источник информации: отв. за НИРС по кафедре русского языка и методики его преподавания Ю.К. Лукоянова, руководители секций З.Ф. Юсупова, И.В. Ерофеева, Т.А. Корнеева, С.С. Сафонова.