17 апреля 2020
Первые торговые пути в Среднем Поволжье появились более 27 веков назад

Как расширение торговых связей влияло на развитие региона и ход его истории, что приводило к упадку торговых путей в разные века и насколько давно Казань стала региональным торговым центром?

Как обмен товаров на деньги или их эквивалент, торговля в Среднем Поволжье появилась только в средневековье, однако неденежные формы обмена товарами и идеями существовали задолго до этого и имели решающее значение для развития местных народов, убеждены археологи Академии наук Республики Татарстан и Казанского федерального университета. Результаты многолетних исследований по реконструкции жизни древних людей Поволжья, в том числе и их торговых связях, были систематизированы и опубликованы в книге «Socio-Environmental Dynamics along the Historical Silk Road» издательства SpringerOpen.


Первые обмены


В начале раннего железного века источником культурных инноваций для Среднего Поволжья служили Кавказ и области расселения скифских племен. Позже культурные контакты сместилась на восток, преимущественно в места обитания савроматов (кочевых ираноязычных племен, живших в 6-4 веках до н.э.), а еще позднее – их потомков, сарматов.

В 5-3 веках до н.э. в регион уже привозились первые товары с востока – из регионов, которыми правила Империя Ахеменидов (первая Персидская империя): Восточного Средиземноморья, Египта, Иранского плато, стран Персидского залива.



Великий шелковый путь как источник всех благ цивилизаций



С образованием северной ветви Великого шелкового пути в 1 веке н.э. территории Среднего Поволжья и Прикамья функционировали как один из коридоров, связывающих Северо-Восточную Европу и территории, принимавшие участие в трансконтинентальной торговле вдоль него. Объем импорта в лесную зону Восточной Европы через кочевых посредников существенно вырос. Изменились и его источники: среди товаров были артефакты с Дальнего Востока, а также римские вещи и монеты. Товары, циркулировавшие на северо-западной и северо-восточной окраинах региона, распространялись среди населения пьяноборской культуры и групп, оставивших памятники андреевско-писеральского типа.

В 1-2 веках н.э. взаимодействие между населением степной и лесной зон было наиболее активным уже за пределами Среднего Поволжья – в междуречьях Оки и Суры на западе и вдоль реки Белой на востоке. Но при этом сарматы сохранили свою роль основного посредника между лесным и степным населением во второй четверти 1 тысячелетия н.э., а позднесарматские артефакты широко использовались носителями азелинской и мазунинской культур (потомками пьяноборской культуры, жившими в 3-5 веках).


Волжско-Днепровские связи



Появление в Среднем Поволжье в 3-4 веках н.э. населения киевской культуры сформировало новые межкультурные связи, соединившие регион с Подоньем, Днепровским левобережьем, а возможно и с территориями, расположенными западнее. Этот маршрут проходил примерно по современной южной границе лесостепной зоны. Именно этим путем в Среднем Поволжье появились сельскохозяйственные инновации, монеты и металлические слитки из Босфора и Рима, использовавшиеся местными жителями для изготовления украшений.

В гуннское время – 5-6 вв. н.э. – поступление импорта значительно снизилось, что, вероятно, было вызвано сокращением степного населения Поволжья за счет его вовлечения в гуннские военные кампании. В это время лесостепной маршрут, соединявший Среднее Поволжье с Донским и Днепровским бассейнами, перестал функционировать.


По земле или по воде?



С 6 веке н.э. население именьковской культуры контактировало с территорией Предкавказья и Северного Кавказа. Драхмы Сасанидов (третьей Персидской империи) были найдены археологами на трех памятниках на Самарской Луке и в двух местах на северном берегу Камы. Они использовались в качестве сырья для металлообработки. Доставлялись ли они сухопутным или водным путем – ученым пока неизвестно. Но маршруты скорее всего проходили вдоль Волги, о чем свидетельствуют иные аналогичные находки вдоль этого пути. Интересно, что на нескольких именьковских городищах были обнаружены верблюжьи кости – признак наличия сухопутных торговых путей.

В середине 7 века н.э. долина реки Белая стала главным торговым путем, соединявшим степи с густонаселенными районами, расположенными вдоль Камы. По этому маршруту с территории Средней Азии в большом количестве поступали в Прикамье сасанидские и византийские, а позднее и арабские монеты. Исторические описания также указывают на наличие в это время еще одного торгового маршрута вдоль берегов Волги.


Пик развития


Не позднее 9 века был создан караванный торговый путь из Хорезма в Среднее Поволжье. Он соединял плато Устюрт с левым берегом Волги у современной Самары и продолжался на север по левому берегу Волги и далее вверх по Каме, огибаю крупный лесной масссив в бассейне р. Большой Черемнан. Расположение населенных пунктов этого времени напрямую связано с этим маршрутом, и большинство мест, где он пересекал волжские притоки, содержат раннеболгарские захоронения. С начала 10 века через территорию Среднего Поволжья в Северную Европу по нему были поступали дирхемы Саманидов (государства, существовавшего в Средней Азии в 875-999 годах).

Важно, что создание торгового маршрута, который связал Среднюю Волгу с Хорезмом, минуя Нижнее Поволжье и Хазарский каганат, предоставило болгарским правителям независимость от Хазарии. Формирование нового политического образования в Среднем Поволжье сдвинуло Волго-Каспийские торговые пути. Так, до 10-го века нашей эры большинство товаров перемещалось от Верхней Волги до Оки, затем до Дона и, наконец, до рек Нижней Волги. В 10 веке основной торговый путь переместился в Среднее Поволжье, что отражено в находках скандинавских предметов в археологических памятниках конца 9-10 веков.

Развитие городов и городского ремесла в Среднем Поволжье привело к развитию экспорта ремесленных товаров из Волжской Булгарии в русские княжества вдоль Волжского водного пути. Растущая торговля, в свою очередь, создала условия для формирования нового наземного пути, который связывал города Волжской Булгарии с Русью.

Торговые сети, созданные в 10-11 веках, существовали и активно функционировали вплоть до монгольского нашествия 13 века – наивысший пик развития торговой деятельности по волжскому маршруту пришелся на период между 10 веком и первой половиной 12 века. Большая часть импорта в этот период из Западной и Северной Европы поступала на территорию Волжской Булгарии, в то время как значительное количество болгарских товаров также перевозилось на север по Волге.

В начале 11-го века между русскими и болгарскими князьями произошел ряд военных конфликтов (в 1088, 1107 и 1120 гг. н.э.), что обозначило увеличение русского влияния на северо-западной периферии болгарских земель. После 1160 года н.э. растущее могущество Владимирско-Суздальского княжества привело к новой серии конфликтов между 1164 и 1220 годами. Русско-болгарское противостояние совпало с сокращением торгового оборота на Волге, поскольку болгарский импорт не мог проникнуть дальше Владимиро-Суздальских земель. 

Эти конфликты, вероятно, были одним из факторов, которые привели к развитию нового наземного торгового маршрута, который связывал Волжскую Булгарию с южной частью Руси в XII-XIII веках. Исторические описания этого средневолжского маршрута подтверждаются археологическими находками древнерусских артефактов на пути, хотя точное его местоположение оспаривается. Возможно, одновременно функционировало несколько параллельных маршрутов. Вероятно, в связи с эксплуатацией этого торгового маршрута, в верховьях Суры в 10 веке появилась новая группа поселений с материальной культурой, очень напоминающей культуру домонгольского Поволжья, которая процветала в 12-13 веках.

Однако, несмотря на уменьшающуюся торговлю с Северной и Западной Европой, Волжский маршрут сохранил свое значение в качестве основного транзита меха в исламские страны. Источниками экспортируемого меха были земли, расположенные вдоль среднего и верхнего течения Камы. Основным торговым партнером Волжской Булгарии на Нижней Волге был город Саксин, выступавший посредником в торговле между населением Среднего Поволжья, Ирана и Закавказья.


Монгольское нашествие: запустение или расцвет?


Монгольское нашествие коренным образом изменило систему восточноевропейских торговых связей из-за исчезновения крупных центров торговли и запустения целых регионов. Однако во времена правления Золотой Орды обширная территория империи управлялась сильными властителями, которые поддерживали маршруты в порядке и считали торговлю основой благосостояния государства. Среднее Поволжье являлось центром Улуса Джучи, а первая столица золотоордынских ханов располагалась в Болгаре.

Торговля Золотой Орды достигла своего пика во второй половине 13-го – первой половине 14 века. Крупнейшие города, ремесленные центры и городские агломерации были расположены вдоль Волги, которая была основным торговым путем. К 13 веку Болгар стал основным транзитным городом на маршруте. Высокую интенсивность развития торговли подтверждают многочисленные находки привозных товаров и монет. Начало 14 века ознаменовалось ростом городов в низовьях Волги, отражая смещение торговых центров в эту область. Снижение уровня развития торговли произошло после кризисов, пандемий и гражданской войны, которые начались в 1360-х годах. Во времена этих перемен жителями региона были зарыты многочисленные клады.

Попытки правительства Тохтамыша стабилизировать ситуацию в 1380-х годах ни к чему не привели, а вторжение Тамерлана в 1395–1396 годах еще больше усугубило экономический кризис. После серии военных конфликтов с московскими князьями во второй четверти 15 века, роль регионального торгового центра перешла к Казани. И с этого времени экономика региона постепенно включалась в сферу влияния Московского княжества, которое стало главным торговым партнером Казани.

Источник информации: Алина Искандерова